Массовым явлением в Украине стали необоснованные претензии банков к рядовым украинцам, которые ни сном ни духом не знают о существовании якобы просроченных кредитов. «Донимают» людей обычно по телефону. Дело в том, что оформив кредит на карту без отказа обязательно нужно указывать телефон контактного лица Потом, если заемщик перестает платить по кредиту, сотрудники банка начинают звонить по указанному номеру и требовать, зачастую в грубой форме, с угрозами уголовной ответственности, возвращения кредита. На заявления потерпевших в банк с требованием прекратить звонки обещают разобраться в ситуации, но конкретных действий со стороны банка в дальнейшем обычно не предпринимается. Звонки с угрозами не прекращаются. О том, как разобраться без вины виноватому человек с необоснованными претензиями банков по чужим кредитам, корреспонденту ГолосUA рассказал правозащитник Олег Левицкий.
— Олег Владимирович, как можно защитить себя, если вам на протяжении года звонят коллекторы по чужому кредиту?
— Если вы совершенно случайно приобрели сим-карту для мобильного телефона, которая могла ранее принадлежать совершенно незнакомому человеку, оформившему в свое время в банке какой-либо потребительский кредит, «привязанный» к этому мобильному номеру, то, судя по всему, у вас будут проблемы. Очень много аналогичных ситуаций у нас в Украине происходит, и а банках отвечают, что ничем таким людям они помочь не могут. Поскольку коллекторы или другие юридические лица, которым банк уступил право требований и уже забыл об этих кредитах, и это уже небанковская проблема. Говорят, мол, обращайтесь к коллекторам, те в свою очередь отвечают: мы вас понимаем, но у нас работает программа с базой данных по должникам, это автоматизированный процесс, и для того чтобы изменить эту программу, — достаточно хлопотно, почти невозможно. Я считаю, что в этой ситуации надо человеку писать заявления в банк, писать коллекторам, чтобы те оставили человека в покое и прекратили звонки с угрозами.
— Звонки между тем не прекращаются, в таком случае люди становятся без вины виноватыми…
— Сложно комментировать такое, поскольку, собственно, в звонках никакого формального нарушения нет. Люди могут звонить должникам. Люди имеют право звонить. Как правило, должники у нас зачастую хитрят, передают в каждом отдельном случае номер телефона не идентифицированного человека — жене, маме, любовнице, детям, и те говорят, что, извините, такой человек здесь не проживает. Эта, как говорится, «палка о двух концах» — в жизни оно так всегда и обстоит. Качать права – оснований нет. Возмущаться есть основания, жаловаться нет оснований, потому что все могут звонить всем по поводу и без повода. В этом случае у человека нет защиты в том, что к нему будут подходить, заговаривать, разговаривать, будут его отвлекать, говорить всякую ерунду, сбивать с толку, телефоны – это только средства общения, и не более того.
— Как доказать свою невиновность в данной ситуации?
— Даже если банк не передал коллекторам право требований по проблемным кредитам, даже если этим занимаются банковские работники соответствующих подразделений, снова-таки человеку надо банку доказать, что этот номер мобильного телефона его, а не того лица, который брал в данном учреждении кредит. Это, например, номер Иванова, а не Петрова.
– Каким образом можно подтвердить, что номер мобильного телефона уже не принадлежит человеку, который должен банку вернуть кредит?
— Подтвердить теоретически документально можно, если бы сим-карта была контрактная. Это другое дело. Человек, которого «донимают» банк или коллекторы, мог бы взять соответствующую справку у мобильного оператора и документально подтвердить, что этот мобильный номер оформлен с недавних пор на новую фамилию, и это лицо никак не может отвечать за чужие кредиты. Взять справку нужно на предъявителя, что этот мобильный номер был в пользовании одного абонента, а потом перешел к другому абоненту. Мобильный оператор должен дать справку о том, что данный номер был оформлен на предъявителя, потом они его отключили (поскольку прежде чем продать номер, оператор его отключает) и с такого-то момента этот номер находится в пользовании другого абонента. Это будет документальным подтверждением того, что на момент совершения соответствующих сделок, кредитных договоров, данный номер имел другого пользователя–собственника. Если вам скажут: предоставьте документальное подтверждение того, что этот номер принадлежит не Ивановой, а Петровой, то, соответственно, имея на руках соответствующую справку от мобильного оператора, вы этот вопрос решите. Разумеется, это какие-то дополнительные хлопоты, но они стоят того. Контракт, правда, обходится пользователю несколько дороже.
— Все же можно найти выход из подобной ситуации?
— Безусловно. Правда, ситуация безвыходная, однако все равно можно пытаться решать ее, если на том конце телефона сидят вменяемые люди, которые с пониманием отнесутся к этой проблеме. Но часто там сидят люди не совсем вменяемые, поскольку у них много должников и проблемных займов. Они в свое время раздавали кредиты без всякого понимания, согласования, залога, без всяких оснований, налево и направо, и продолжают это делать до сих пор.