1 сентября в Украине начался новый учебный год и некоторые из детей, которые из-за войны выехали из Украины, будут учиться сразу в двух школах: очно в стране, где они сейчас живут, и дистанционно – в украинской.
Психологи БФ «Голоса детей» Юлия Мицна и Наталья Урсу объясняют, как может повлиять двойная нагрузка на детей и как улучшить ситуацию, пишет ТСН.
Дополнительный стресс или обычное дело
Обучение на две страны обычно является потребностью родителей, а не детей, считает Наталья Урсу. Психолог советует смотреть на мотивацию к обучению: если ребенок хорошо учился в Украине, то, скорее всего, будет хорошо учиться и на две школы. И наоборот: если «не тянул» школу в Украине, то с двумя точно не справится: «У ребенка и так стресс от переезда, новой среды, потери своего города и друзей. Ему нужно адаптироваться, а не устраивать новые испытания».
С этим мнением соглашается и Юлия Мицна: «Обучение в двух школах – огромная эмоциональная и умственная нагрузка для ребенка. Как взрослые выгорают на работе, когда ее многовато, – так же и дети во время обучения теряют желание учиться и пытаются избежать перегрузки. Иногда от усталости как детский, так и взрослый организм может включать психосоматические процессы. Они защищают психику в ситуациях, где нет возможности решить вопрос сознательно самостоятельно. Я знаю девочку из младших классов, которая из-за большой нагрузки в двух школах получила нервный срыв. Поэтому надо помнить, что самое ценное здоровье детей».
Психологи советуют помнить, что дети должны иметь время на игру, отдых, творчество, любимые занятия и общение с друзьями.
Уместно может быть обучение в обеих школах одновременно, если родители планируют вернуться с ребенком в Украину. И поддержание контакта с учителями и сверстниками в перспективе может облегчить адаптацию к украинской школе. Есть также дети, которые привыкли к большим умственным нагрузкам, которые имеют естественную жажду обучения, – для них обучение в двух школах может быть менее обременительным, а для некоторых даже интересным.
Тревожные признаки перегрузки
Важен также возраст ребенка: в младших классах легче совмещать обучение, потому что нагрузка меньше, а вот подросткам будет сложнее: они хотят самостоятельности, говорит Наталья Урсу. Поэтому если родители их чем-то нагружают – появляется протест.
«У меня есть клиентка, у которой дочь учится в 7-м классе. Девочка раньше хорошо училась, а сейчас учится в двух школах и приносит невысокие баллы, да еще у нее ухудшились отношения с родителями. Она часто замыкается в комнате, потому что, когда хочет отдохнуть и пообщаться с друзьями, его нагружают еще», – рассказывает Наталья.
Психолог советуют смотреть на состояние детей и учитывать такие нехарактерные изменения поведения.
«Если ребенок был активным и веселым, а стал более пассивным или грустным, или был спокойным, а затем его состояние стало тревожным и нервным, — это уже симптом, свидетельствующий о том, что ребенку трудно», — объясняет Юлия Мицна.
Родители должны быть внимательными к изменению эмоциональных состояний ребенка и своевременно замечать чрезмерную утомляемость, уменьшение активности, увеличение количества или появление истерик, усиление тревожности, депрессивные состояния и уныние в себе и своих силах вроде «я ничего не успеваю»/»я не справлюсь» .
«Когда детям ставят слишком много задач, бывает, что у них просто опускаются руки», – говорит Юлия.
Как помочь
«Чтобы узнать, как это сделать, стоит поговорить с ребенком, спросить, к какой нагрузке он сейчас готов и чего хочет. Тогда он поймет, что его слышат и он получает поддержку. Если хотите остаться его другом, — говорите, что вы рядом, и всегда готовы поддержать», – советует Наталья Урсу.
«Родители должны поддерживать детей, а также обеспечить круг общения со сверстниками, которые находятся в такой же ситуации и могут поделиться опытом. Так ребенок будет понимать дружескую и родительскую поддержку, что в этой ситуации он не один, есть кто-то рядом, кто может выслушать и услышать», – добавляет Юлия Мицна.
Если нет возможности покинуть учебу в одной из школ, Юлия Мицна советует выбирать семейную форму обучения в Украине. Эта форма позволяет детям учиться под руководством родителей в свободное, самостоятельно выбранное время, и не «посещать» онлайн-уроки постоянно. По такой форме обучения ребенку нужно будет отчитываться перед учителем два раза в год в конце семестров.
Что говорят в МОН Украины
В новых рекомендациях МОН разъясняет, что по возвращении в Украину ребенка могут зачислить в ту школу, где он учился до вынужденного перемещения, или в любую другую по выбору родителей. Школа не может отказать в зачислении ребенка.
МОН рекомендует украинским школам учитывать все оценки зарубежных школ и перезачислять их по предметам, которые есть и в украинской, и в зарубежной школах. (Для этого родители должны предоставить справку из школы, в которой ребенок учился за границей).
Из предметов, которых нет в зарубежных школах (или всех по программе класса), нужно составить годовую оценку. Если ребенок это делает – его зачислят в следующий класс в ту же школу, где он учился. Если нет – в тот же класс.
Впрочем, как объясняет Роман Бондаренко, юрист ОО «БАТЬКИ SOS», в 1-2 классах только заявление родителей может стать основанием для того, чтобы оставить ребенка в том же классе на второй год.
От 3 по 8 класс это могут быть годовые оценки от 1 до 3 баллов по украинскому языку, математике, алгебре и геометрии. Но существует также вариант перевести ребенка в следующий класс и сложные предметы изучать по индивидуальному учебному плану.
Украинским школам МОН не советует вносить в расписание предметы, которые ребенок изучает в школе за рубежом, и использовать асинхронное обучение (видеозаписи уроков из «Всеукраинской школы онлайн»).
Чтобы школы могли оптимизировать программы и учитывать расписание ребенка, родители могут (но не обязаны) предоставить украинской школе справку из зарубежной с расписанием и перечнем предметов, которые изучает ребенок.
Напомним, прифронтовые школы в Украине не будут работать офлайн даже при наличии укрытия.