ГолосUA
16:03 12/11/2023

Очереди из фур на границе приведут к подорожанию продуктов в украинских магазинах — СМИ

Пока польские перевозчики продолжаются блокировать пункты пропуска на границе с Украиной, водители фур стараются ехать в объезд — через Венгрию и Румынию. Причина — попытка сохранить продукты, которые они везут. Несколько дней простоя на границе могут привести к тому, что продукты сгниют, испортятся, будут непригодны в пищу. В результате того, что фуры поехали на другие ПП, там также начали расти очереди из фур и грузовиков. В целом эта ситуация приведет к тому, что товары, в частности, в украинских магазинах подорожают, пишут СМИ.

Время ожидания увеличилось

Как сообщает польское издание RMF 24, польские перевозчики по-прежнему протестуют и пока не ожидается, что они закончат акцию. Ситуация на границе тем временем ухудшается.

Очередь в Дорогуске увеличилась с 39 до 50 часов, и в ней скопилось около 900 грузовиков. В Хребенном время ожидания составляет 130 часов, в очереди около 1300 машин. Все это — на въезд в Украину, то есть машины с импортом или пустые фуры, которые возвращаются с экспортных рейсов.

Что касается выезда из Украины, то, по данным «Укртрансбезопасности», в еЧерге на пропускном пункте Ягодин-Дорогуск на 10 ноября было 4836 машин, а за сутки проехало всего 29 фур. Такими темпами очередь «рассосется» за 166 дней, если не будет новых машин. На пункте Рава Русская-Хребенное очередь из 1370 грузовых авто, за сутки проехало всего 20 фур (68 дней).

Лучше всего обстоят дела на пункте Краковец-Корчова, который за сутки прошло 256 машин при общей очереди около 2,2 тысяч фур.

Но некоторые украинские перевозчики уже начали ехать в обход польских границ.

«Едем, в частности, через Румынию и Венгрию, это большой крюк, но все равно выгоднее, чем стоять в очереди и ждать с моря погоды», — рассказал глава ассоциации международных экспедиторов и владелец транспортной компании Виктор Берестенко.

О массовом перенаправлении фур на другие пропускные пункты рассказывает и глава Ассоциации международных перевозчиков Украины Владимир Балин.

«Сегодня поехали через Румынию импортеры скоропортящихся продуктов. Для многих это двойной километраж, но через пропускные пункты на польской границе они не могут проехать. Хотя в теории забастовщики пропускают такие товары, фуры физически не могут прорваться через очереди, которые уже достигают 50-60 километров. Такая возможность есть разве что на Краковце, где работает накопитель, но не могут все машины идти только через один пропускной пункт», — отметил Балин.

По его словам, начавшийся объезд через другие границы уже увеличил очереди и на пропускных пунктах на границе с Румынией.

«На Сирете растет очередь на въезд в Украину. Там идет реконструкция, пропускная способность снижена с 300 до 220 машин в сутки, так что постепенно увеличивается время ожиданиях в очередях.

Это катастрофа. Если забастовка продлится еще несколько недель, финансовый год для нас уже можно считать закрытым, так как с середины декабря начнется традиционное рождественское затишье в Европе», — рассказал Балин.

Он прогнозирует проблемы и для импорта, и для экспорта, что чревато перебоями в поставках товаров, их подорожанием и огромными убытками как для перевозчиков и их заказчиков, так и для украинской экономики в целом.

«Через польскую границу сейчас идет до 50% всего товаропотока. Из реальных альтернатив — разве что восстановление контейнерных морских перевозок, что позволит уменьшить нагрузку на сухопутную границу на 50 тысяч фур в год. Но и там есть свои сложности», — отметил Берестенко.

Растут очереди из фур на других пунктах пропуска

Многие перевозчики, особенно те, кто сейчас едет из Европы в Украину, уже начали пускать фуры в объезд, через другие пропускные пункты, не охваченные забастовками — на границе как с Польшей, так и с другими европейскими странами. И это уже привело к увеличению там очередей.

По данным RMF 24, выросла очередь на Медике (пропускной пункт Шегини-Медика, который официально забастовками не охвачен), время простоя в очередях увеличилось за сутки с 65 до 109 часов. Очередь растянулась на 50 километров и идет от кольцевой дороги на Ярослав.

Берестенко рассказывает, что пустил несколько десятков фур своей компании через Румынию и Венгрию. Это большой крюк, но другого выхода на сегодня нет, говорит Берестенко.

По информации Балина, через Румынию и Венгрию массово поехали фуры со скоропортящейся продукцией. Стоять в очередях на польской границе они не могут — товар попросту испортится, и его можно будет выбросить. Поэтому готовы объезжать, хотя нередко это двойной километраж, пояснил Балин.

Что касается ситуации на границе с Румынией и Венгрией с украинской стороны, то, по данным «Укртрансбезопасности», 10 ноября на пропускном пункте на границе с Румынией Порубное-Сирет в очереди стояло 2805 фур, за сутки проехало 259 авто — это практически столько же, как и до забастовки польских перевозчиков. Например, 6 ноября в очереди было 2881 фура, за сутки проехало 234 авто.

На пропускном пункте Ужгород-Више Немецьке (граница со Словакией) 6 ноября была очередь из 1489 авто, за сутки проехало 128. 10 ноября очередь увеличилась, но не критично — до 1668 машин, а проехало границу меньше фур — 112. То есть время ожидания в очередях растет.

Похожая ситуация на пункте Чоп-Захонь (граница с Венгрией). 6 ноября в очереди было 2585 машин, за сутки проехало 242 фуры. 10 ноября в очереди уже почти 2700 фур, а за сутки прошло границу 219 машин.

Но в любом случае, чем больше перевозчиков станут выбирать объездные маршруты (а если забастовки польских перевозчиков не закончатся в ближайшие дни, то, скорее всего, так оно и будет), тем длиннее станут очереди на других участках границы.

«Граница может стать фактически непроездной, причем везде. Единственный выход — восстанавливать контейнерные перевозки по морю, на которые можно перебросить грузы из Турции и Болгарии, а также других стран. Это позволило бы уменьшить нагрузку на сухопутную границу на 50 тысяч фур в год. Но нужно содействие властей», — говорит Берестенко.

«Через польскую границу идет до 50% всего украинского импорта и экспорта, поэтому будут серьезные последствия», — отмечает он.

Подорожание доставки грузов приведет к подорожанию продуктов

«Каждые сутки простоя — это плюс 150 евро на фуре к ценнику. Понятно, что часть расходов перевозчики попытаются покрыть за свой счет, но среднестатистический рейс подорожает на 300-500 евро с фуры», — рассказал Берестенко.

И это при том, что цены на перевозки уже и так бьют рекорды. Скажем, доставка из Литвы в Украину за последние несколько месяцев подорожала с 1300 до 3000 евро за фуру, а с учетом польских забастовок будет стоить до 3,5 тысячи. Доставка из Бельгии вместо 2,5 тысячи стоит 4 тысячи, а будет 4,5 тысячи.

Понятно, что эти затраты напрямую отразятся на стоимости товаров, которые подорожают. Львовские оптовики, торгующие продуктами питания и напитками из Италии и Польши уже предупреждают, что все новые поставки подорожают в среднем до 10%. Поэтому предлагают клиентам покупать товары со складов в Украине прямо сейчас, «пока есть по старым ценам», рассказал столичный предприниматель.

Глава Федерации работодателей Украины и совладелец Костопольского завода стеклоизделий Дмитрий Олейник отмечает, что в нынешней ситуации с блокировкой границы польскими перевозчиками логистика дорожает в 2,5 раза, а это плюс 7-8% к себестоимости продукции.

Отметим, основное требование перевозчиков — возврат разрешительной системы для украинских транспортников, польские власти выполнить не могут, так как эту систему отменили власти Евросоюза. Также польские перевозчики требуют доступа к системе «Шлях», что позволит им нанимать на работу украинских водителей.

Добавим, 6 ноября польские перевозчики заблокировали на границе Украины и Польши ПП «Ягодин» и еще два пункта пропуска.

9 ноября в ГПСУ сообщили, что из-за блокировки поляками пунктов пропуска на границе 1700 грузовых авто ожидают выезда из Польши в Украину.

 

Читайте также по теме