Сделав ставку на поддержку так называемых «демократических перемен» в арабском мире, Запад, похоже, допустил свою самую существенную за последние десять лет внешнеполитическую ошибку. На волне местных революций, активно спонсируемых Вашингтоном и Брюсселем, власть в целом ряде государств Северной Африки плавно переходит в руки исламских радикалов. Радикалов, которые, в отличие от «свергнутых диктаторов», за стол переговоров с американцами и европейцами никогда не сядут.
Житель столицы Туниса, пожелавший остаться неизвестным даже для снимавших на телекамеры его действия журналистов, весьма оригинально отпраздновал победу своей любимой партии на «первых свободных выборах в истории страны». Пожилой гражданин сначала опорожнился на лежащий на земле американский флаг, а затем с творческим рвением художника принялся размазывать собственные фекалии по звездно-полосатому полотнищу. «Чтобы их вообще здесь не было, — приговаривал гражданин, явно имея в виду представителей США. – Теперь Тунис будет учить неверных нормальной жизни!». На все вопросы удивленных окружающих автор действа невозмутимо отвечал: «Я – тунисский народ, сделавший свой выбор».
Тунисский народ действительно сделал свой выбор. В ходе всеобщего открытого голосования 23 октября около 40% обладающих избирательным правом жителей страны высказались за то, чтобы главной политической силой в Национальной учредительной ассамблее (парламенте) Туниса стала партия «Эн-Нахда» («Возрождение»). Запрещенное во время 24-летнего правления экс-президента Туниса Зин аль-Абидина бен Али, движение «исламских реформаторов» «Возрождение» пропагандирует создание «Духовного тунисского государства», провозглашает своей целью оградить сограждан от «вредного западного влияния» за счет введения цензуры и настаивает на «равноценном распределении земельных богатств» путем «выдавливания иностранного капитала».
Любопытно, что главный идеолог и лидер «Эн-Нахда» — Рашид Ганнуши, успешно используя свой статус политического эмигранта, в свое время обосновался в Великобритании, откуда уже в новом качестве и прибыл в Тунис. Сразу же после возвращения на родину Ганнуши клятвенно пообещал, что в случае победы «Возрождения» на парламентских выборах, ее представители не будут настаивать на обязательном ношении женщинами традиционной мусульманской одежды и гарантировать мужчинам многоженства. «Мы хотим, чтобы верующие арабы в Тунисе стали хозяевами жизни, а все остальные – лишь получали возможность к ней прикасаться», — отметил лидер «Эн-Нахд». По логике Ганнуши, в касту «прикасаемых» автоматически попадают представители Коммунистической и Социалистической партий Туниса – сил, которые в свое время превратили отсталую французскую колонию в процветающее государство.
Наверное, свой выбор сделал и «египетский народ». На фоне сообщений о клинической смерти экс-президента Египта Хосни Мубарака, отправленного в отставку после событий «арабской весны», бразды правления Египетской Арабской Республикой фактически взял на себя некий глава Высшего совета вооруженных сил страны (ВСВ) Хусейн Тантауи. В свое время протестующие на площади Тахрир в Каире египтяне требовали свергнуть Мубарака и «железной рукой привести государство к демократии». Роль «железной руки» исполнила команда Тантауи, который практически в одночасье из генерала превратился в фельдмаршала. «В новом Египте будет место всем, кто живет по демократическим принципам», — постоянно отмечает фельдмаршал в своем ставшем уже традиционном обращении к согражданам. И как бы между прочим, подписывает документ, укрепляющий позиции исламских радикалов.
Так называемое «положение о правах» выводит на политическую арену десятки ранее находившихся под запретом партий и движений, самое мощное из которых – «Братья-мусульмане». Его представители довольно убедительно заявляют о поддержке со стороны «самых широких масс населения». «Нам все равно, кто именно станет следующим президентом Египта, — подчеркнул в интервью местному радио один из руководителей «Братьев-мусульман» шейх Абу Далид. – Мы вернулись в большую политику для того, чтобы остаться здесь навсегда. Мы изгоним из страны чужаков и неверных и не дадим иностранцам, и, в первую очередь, американцам, европейцам и израильтянам диктовать свои условия развития Каира». Любопытно, что официальный Вашингтон, словно не слыша подобных заявлений, активно приветствует курс ВСВ «на демократизацию египетского общества». В недавнем телефонном разговоре с Тантауи президент США Барак Обама заявил буквально следующее: «Соединенные Штаты поддерживают мирный, сильный и процветающий Египет, отвечающий чаяниям своего народа» и пообещал египетским военным властям добиться от американского Конгресса выделения средств для помощи Египту.
«В данном случае срабатывает эффект ограниченной видимости, — сказал агентству «ГолосUA» каирский правозащитник Адем Дабад. – В Белом Доме сегодня воспринимают лишь одну сторону революции в Египте – демократические перемены. Но вполне может случиться так, что подобные перемены приведут если не к анархии, то к установлению другой – более жесткой диктатуры, по сравнению с которой времена правления Мубарака многим покажутся лучшими годами жизни». Головокружение от успехов революций очень скоро пройдет и их «западным спонсорам» придется столкнуться с новой реальностью, подчеркнул собеседник агентства.
Похоже, «новая реальность» уже наступила в Ливии. Глава ливийского Переходного национального совета (ПНС) Мустафа Абдель Джалиль официально заявил, что отныне страна будет жить по законам шариата и «любой закон, ему противоречащий, будет немедленно отменен». Какими именно соображениями руководствовался Джалиль, не сообщается, однако, известно, что в ПНС создается специальное министерство, представителям которого вменяется в обязанности следить за выполнением основных канонов ислама. Поговаривают, что новые ливийские власти издали соответствующую брошюру, в которой потребовали от женщин «не выходить из дома без сопровождения мужчины», разрешили многоженство и объявили о введении смертной казни за «прелюбодеяние и вероотступничество». Но и это еще не все. Специальным распоряжением руководство ПНС предусмотрело выдворение за пределы Ливии иностранных рабочих и инженеров, учителей и медиков и введение квот на посещение ливийской территории «чужаками». «Мы сами будем распоряжаться своей судьбой!», — недвусмысленно заявил Джалиль в ответ на предложение Франции оказать Триполи посильную помощь в восстановлении разрушенной войной инфраструктуры страны.
Дальше – больше. На днях в Интернете появилась видеозапись выступления некоего эмиссара «Аль-Каиды» в Йемене Омара Абдуллы. Человек, похожий на покойного «террориста №1» Усаму бен Ладена, если так можно выразиться, поблагодарил США и Евросоюз за «помощь в свержении йеменского президента Али Абдаллы Салеха». В переводе с арабского языка эта «благодарность», то ли по ошибке, то ли по чьему-то приступу политкорректности охарактеризованная на Западе как «принятие условий или уступчивость», означает буквально следующее: «Спасибо за помощь, помощник больше не нужен». Причем, произнося словосочетание «больше не нужен», Абдулла делает характерный знак, который в «культуре» того же Запада означает поднятый вверх средний палец руки.
Но и это еще не все. В поле зрения оператора телевизионного канала Судана внезапно попал автомобиль, проезжавший по центральной улице Хартума. В итоге журналист, говоривший о необходимости сохранения целостности Судана, был вынужден констатировать: «Суданцы, ратующие за единство нации, требуют разделения Америки и Европы на мелкие шахства (княжества. – Д.Б.). Следует особенно отметить, что на пресловутом автомобиле несмываемой краской было начертано: «Америка мертва. Запад – тлеет».
«В арабском мире у Вашингтона и Брюсселя было относительно много союзников, — заявляет Адем Дабад. – Но с приходом к власти в регионе «революционеров» Америке и Европе нужно будет сохранять хорошую мину при собственной плохой дипломатической игре. Ибо Запад сам создал себе «ограниченную видимость» демократии в Северной Африке. Видимость, которая может воздастся «цивилизации» сторицей».