Искать справедливость в нашей пенсионной системе невозможно, потому что нет денег.
Об этом в ходе пресс-конференции в информационном агентстве «ГолосUA» сообщил научный сотрудник Института демографии и социсследований им. Птухи НАНУ Лидия Ткаченко.
Текущие индексации пенсий в Украине, даже если они и перекроют инфляцию, все равно будут отставать от уровня фактических цен, причем это будет большое отставание, поскольку долгое время пенсии в Украине были заморожены, отметила демограф.
«Мартовский пересчет пенсий — это пересчет страховой пенсии. Это будет 15-18% прибавки. Люди с большим стажем получат меньше, чем люди с большой зарплатой», — подчеркнула Л. Ткаченко.
Эксперт добавила, что сейчас в Украине можно получить пенсию по малообеспеченности в размере прожиточного минимума, хоть работай, хоть не работай.
По словам Л. Ткаченко, у нас сто раз менялось пенсионное законодательство, пытались ввести страховую пенсионную систему, но пришли к тому, что невозможно обеспечить пенсию за счет страхового взноса, нельзя таким образом обеспечить приемлемый уровень пенсий.
«Перерасчеты пенсий у нас будут, они предусмотрены законодательством. В нашем законодательстве нет даты перерасчета пенсий, но благодаря президентским выборам в марте пересчитают пенсии, хотя могли сделать это и позднее. Размер повышений пенсий не будет очень большим. Основная масса пенсионеров не получит больших денег — максимум 200 или 300 грн», — подчеркнула демограф.
Эксперт добавила, что основная масса пенсионеров сегодня — это люди, которые работали в советское время. Люди, которые работали долго, могут получить минимальную надбавку. Причем люди с высоким пенсиями получат надбавки гораздо больше, чем люди с небольшими пенсиями. В Украине почти 2 млн пенсионеров имеют пенсию около минимальной, но им дается гарантия — 40% минимальной зарплаты (1669,2 грн).
По словам Л. Ткаченко, отсутствие справедливой дифференциации в зарплате порождает отголоски в пенсионной системе. Разница коэффициентов зарплаты пошла у нас с 90-х и 2000-х годов. Трудно сейчас для людей, работавших в советское время, найти архивные документы и взять справки, чтобы подтвердить уплату взносов. Искать справедливость в нашей пенсионной системе невозможно, потому что нет денег.
«Продолжительность жизни — самый больной индикатор, который отражает все неблагополучие, накопившееся в нашей стране. При этом пенсионный возраст и пенсионная система никогда не были связаны между собой. Пенсия по возрасту, если правильно говорить, пенсия по старости — это пенсия, когда человеку надо обеспечивать социальные выплаты», — подытожила демограф.