ГолосUA
19:50 01/05/2011

Отличный денек для революции

Капитализм идет на пути лишения рабочего класса прав и достижений, потворствуя нищете и экологической катастрофе, считает профессор Сити-Университета (Нью-Йорк) Дэвид. Харви. Его статтю на эту тему опубликовала газета «The Independent»

«1 мая мы празднуем достижения трудящихся всего мира, благодаря которым мир стал намного лучше, но в наше время праздновать особенно нечего, — пишет Дэвид Харви. -Последние 30 лет изобиловали битвами и мелкими стычками, в результате которых организации трудящихся терпели поражение за поражением", — поясняет автор.

По его мнению, вследствие этого класс капиталистов окончательно обнаглел и сумел консолидировать всю власть, контролируя и развращая почти все основные институты, регулирующие политическую жизнь: политические партии,- как правые, так и левые,- а также СМИ, университеты, право, репрессивный госаппарат, международные институты. «Сегодня модной является власть денег. Глобальная плутократия почти повсюду беспрепятственно навязывает свою волю», — подчеркивает профессор.

Итак, что же мы имеем и что же мы празднуем? Конечно, нельзя отрицать, что только благодаря трудовому движению сегодня у нас существуют пенсии, частично бесплатная медицина и бесплатное среднее образование. Но только и делать, что вспоминать о героических заслугах прошлого, ни к чему нас не приведет, уверен автор.

«Поэтому Первое мая должно  в первую очередь возродить революционное движение, цель которого — изменить мир. Даже одна мысль об этом настолько волнующая, что у меня захватывает дыхание. И похоже не только у меня: кажется, сегодня мир находится в такой исторической точке развития, когда люди готовы прямо таки требовать невозможного.», — делится впечатлениями Харви,

Доказательством своих предположений он считает одновременные восстания от Каира и Дамаска до Висконсина и улиц Лондона, от Афин до Лимы, от смертельных фабрик в Китае до оккупированных фабрик Аргентины, от возрождения местного сопротивления в Индии до мятежей в Южной Африки. Все это говорит о том, что в мире что-то изменилось.

«Возможно, это безудержное глобальное восстание, которое кричит: «Хватит! Пора нам, обиженным и лишенным благосостояния планеты, хотеть и достигать большего». Сейчас в мире пробуются бесчисленные практические альтернативы бесконечному накоплению капитала: кооперативное движение, "экономика и сеть солидарности", организации продовольственной безопасности, движения экологов и крестьян, коллективы под самоуправлением рабочих. Это подчас хаотичное, децентрализированное движение уже существует и способно взять на себя роль, которую прежде играли профсоюзы, стараясь  удовлетворить человеческую потребность в адекватном социальном бытии. Эти движения, которые, как правило состоят из автономистов и людей с нестандартным мышлением и образом жизни, предпочитающими местные и сетевые формы организации, не могут перенести свои плодотворные идеи как сделать социальную жизнь 6,8 млрд людей адекватной и здоровой, на глобальный уровень», — пишет профессор.

Безусловно, замечает Харви, для того, чтобы понять, куда ведет путь восстания, следует сначала определиться, где мы. Каковы же возможности и потребности для революции в наше время? — вопрошает он. И сам же отвечает, что наступил переломный момент истории капитализма: темпы роста, преобладавшие последние двести лет, все труднее сохранить. Последствия для экологии и общества — весьма негативные, но потенциально-гибельное геоэкономическое и геополитическое соперничество за рынки, ресурсы, земли и пользование атмосферой еще страшнее Нулевой рост необходим, но проблема в том, что он не совместим с капитализмом. Вывод: нам надо стать антикапиталистами. Должны быть разработаны альтернативные пути выживания и процветания. В этом состоит абсолютная необходимость нашего времени и это то, чему должно быть посвящено Первое Мая.

Недавний кризис 2007-2009-г стал предупредительным выстрелом. Правила игры изменились, но как именно, никто толком не понимает. Поразительно, но сегодняшнее отсутствие каких-либо идей кардинально контрастирует с предыдущим периодам истории. Во время кризиса 30-х на помощь экономики пришло учение Кейнса, которое сумело радикально трансформировать суть капитализма, поменяв работу государственного аппарата и его политику. Таким образом, Америка и Европа сумела обеспечить экономический рост в 1945-68 году. В этот период организованному рабочему классу удалось неплохо защищать свои права в капиталистически продвинутых странах.

Вскоре по миру прокатилась волна деколонизации и новоиспеченным независимым странам стали навязываться экономические проекты, которые вскоре привели большинство стран к неизбежным столкновениям с капиталистической системой, разжигая целую цепь восстаний в конце 60-х начале 70-х годов, от Португалии до Мозамбика. Эти восстания удалось побороть только за счет хитроумных действий США, которые финансировали местную элиту, совершавшую перевороты.

В 70-х возникла новая радикальная парадигма в экономической мысли — на повестке дня появился неолиберализм. На рабочий класс начались нападки и зарплаты стали уменьшаться. Государственная интервенция в экономику, особенно в вопросах касающихся благосостояния и трудового законодательства,была радикально трансформирована политикой Рейгана и Тэтчер. Власть шла на огромные уступки большому капиталу, в результате чего богатые стали еще богаче, а бедные относительно беднее. Но, интересно, что, несмотря на то, что совокупные показатели роста оставались низкими, консолидация плутократической власти продолжала развиваться быстрыми темпами. В конце концов, в мире установились совершенно другие тенденции, напрочь враждебные организованному рабочему классу.

В 2007-2009-м году наблюдалась короткая попытка стабилизировать мировую финансовую систему за счет кейнсианских методов. В итоге мир раскололся на два лагеря: Северная Америка и Европа хотят довести до конца неолиберальный проект, цель которого — господство одного класса над другими, а другой лагерь надеется методами Кейнса повторить на развивающихся рынках послевоенный рост США. При этом опасности кейнсианских программ известны всем — "пузыри" на рынках активов, разгул инфляции.

Даже китайская власть, в распоряжении которой огромные валютные резервы и запущена широкая программа построения инфраструктуры, ввиду краха экспортных рынков, признают тяжелые последствия для экономики, а беспорядков на почве социальных и трудовых отношений становится все больше, пишет автор. «В целом политика Китая явно контрастирует с политикой аскетизма Северной Америки и Европы. Неолиберальная формула, установленная во время мексиканского долгового кризиса в 1982-м году, сейчас повторяется. Когда американское казначейство вместе с МВФ вытянуло из долговой ямы Мексику, дабы погасить долги инвестиционного банка Нью-Йорка, они пропагандировали аскетизм. В конце концов, уровень жизни в без того бедной Мексике упал за пять лет приблизительно на 25%, но зато миллиардеров, в вопиющей нищете стало больше чем в Саудовской Аравии. Такая же судьба, вместе с высоким уровнем безработицы и низкими зарплатами, ожидает и западный мир, если только сейчас не зародится достаточное политическое сопротивление. В противном случае люди могут лишиться не только имущества, но и заработанных потом и кровью политических и гражданских прав. /> Харви отмечает, что проблемы начались, когда в 80-х Президент Рейган радикально снизил налоги и затеял гонку вооружений. В результате государственный долг США начал расти как на дрожжах.

Вскоре Дэвид Стокмен, ведавший в администрации Рейгана бюджетом, проговорился. Оказывается, цель была в том, чтобы накопить огромный долг, оправдывающий демонтаж всех социальных программ и экологических норм, навязанных капиталистам в предыдущий период. Точно так же поступил и Буш младший, который на пару с вице-президентом Диком Чейни, не раз повторял, что Рейган доказал, что дефицит никоим образом не влияет на экономику, и поэтому с легкостью сократил налоги для больших корпораций и затеял две дорогостоящих войны. Сегодня республиканцы вместе с частью демократов с Уолл-Стрит твердят, что долг надо погашать за счет сокращения социальных и экологических программ. "Вот на что направлен курс плутократии последние 30 лет: усилить эксплуатацию трудящихся, беспощадно разграбить окружающую среду и обрушить социальный уровень зарплат, чтобы плутократам досталось все", — пишет автор

Тем временем мир стоит на пороге двух величайших проблем эпохи — вероятности экологической катастрофы и роста социального неравенства. Почему же в США действует движение, цель которого — усугубить обе проблемы? — вопрошает автор. Дело в том, что на протяжении всей своей истории капитализм старается снять с себя издержки на защиту окружающей среды и социальное воспроизводство (забота о стариках и инвалидах, воспитание детей), отвечает он. Двести лет политической борьбы в развитых капиталистических странах вынудили корпорации взять на себя часть этих издержек. Поэтому, начиная с 70-х, часть бизнеса решила каким-то образом уqти от выплаты социальных обязанностей, перекинув свой бизнес, в частности в страны Азии, где речи о каких-то «вопиющих» социальных и экологических обязанностях и близко не было.

Харви подчеркивает, что когда сегодня мировые политики пытаются найти ключ к решению главных проблем современности как экология и бедность они забывают, что либерализованые рынки, свободная торговля, быстрый рост и аккумулирование капитала в странах, которые поддерживаются МВФ, Мировым банком и ведущими политиками – причины, по которым собственно эти проблемы и существуют.

Вопрос бедности невозможно побороть, если одновременно не заняться вопросом накопления богатства. Аналогичная ситуация и с экологией: поворот в сторону «зеленого» капитализма невозможен, поскольку это просто не отвечает интересам больших корпораций. "Если капиталист будет вынужден взять на себя все эти расходы, то он обанкротится. Такова истина. Но она указывает удобный путь к альтернативе капитализму", — подчеркивает автор.
Итак, заключает Харви, в день 1 Мая нужно призвать, чтобы капитал целиком оплачивал свои долги перед обществом и окружающей средой. Лидером на этом пути может стать рабочий класс. Но ему непременно понадобятся союзники из различных социальных движений.« В один прекрасный день мы можем обнаружить, что, объединяясь, мы способны сотворить историю, историю которая будет справедлива для всех», — резюмирует автор.

Дэвид Харви является профессором выпускного центра City University of New York. Одна из его последних книг называет «Энигма капитала и Кризис капитализма».

Подгот Л.Дубенко.

Читайте также по теме