Процесс принятия во втором чтении в целом основного финансового документа Украины на 2017 год говорит о том, что парламент фактически не выполняет своей функции высшего законодательного органа страны, поскольку депутаты проголосовали за бюджет-2017, даже не видя его.
Об этом в Facebook заявил глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
Принятый парламентом бюджет Украины на 2017 год лишь минимально будет отвечать экономическим и финансовым реалиям, он в целом далек от экономических и финансовых реалий.
По словам экономиста, этого следовало ожидать от самого процесса формирования бюджета – Кабмин погнался за сроками принятия, а не качеством этого документа. Поэтому правительство – или действующее или следующее – будет вынуждено вносить в госбюджем изменения если не ежемесячно, то ежеквартально.
«Процесс принятия во втором чтении в целом основного финансового документа Украины на 2017 год свидетельствует о том, что парламент фактически не выполняет своей функции высшего законодательного органа страны, поскольку депутаты проголосовали за госбюджет-2017, даже не читая его», — отмечает А. Новак.
По словам эксперта, ко всему прочему за несколько часов или минут до принятия госбюджета вносились законопроекты, которые становились законами и сильно изменили действующую налоговую базу.
«Учитывая все это, можно делать вывод, что парламент в такой форме нам не нужен. Пусть Кабинет министров разрабатывает законы, утверждает их постановлениями, ведь парламентарии и так не читают, за что голосуют, и лишь выполняют политическую команду руководителей своих фракций», — поясняет А. Новак.
По мнению экономиста, много основных показателей, заложенных в бюджет на 2017 год, противоречат друг другу и выполнены быть не могут. Первая неподходящая цифра – показатель инфляции на достаточно низком уровне 8,1%. Это тот самый показатель, который был предложен еще в первом варианте бюджета и принят в первом чтении. Хотя до второго чтения возникли два большие сюрприза: увеличение вдвое минимальной зарплаты до 3200 грн и национализация "Приватбанка". И первое, и второе потребует серьезного изменения как доходной, так и расходной части бюджета, потребует дополнительной эмиссии гривны. Это означает, что показатель инфляции в 8,1% – абсолютно нереальный для 2017 года. Как минимум, это будет двухзначная цифра. Но какая именно – будет зависеть от реальной эмиссии, суммы, необходимой для докапитализации "Приватбанка" в следующем году, от настоящего дефицита бюджета и курса гривны. Так, в бюджете курс заложен на уровне 27,2 доллар, однако это условный ориентир. Вспомним, что в бюджете на 2016 год прогнозировали курс 24,2-24,4 гривны за доллар, хотя в действительности он совсем не такой.
«Учитывая нереалистичные прогнозы доходов от приватизации и спецконфискации и соответствующее увеличение дефицита бюджета, чтобы покрыть его, придется или еще больше осуществлять эмиссию гривны или еще больше брать в долг. Из этого следует неправдивость другого показателя – 600 млн грн, на которые правительство планирует увеличить предельный размер государственного и гарантированного государством долга. Его Кабмин заложил на конец 2017 года в сумме 2,3 трлн грн», — подчеркивает эксперт.