Новый год принес европейцам первые серьезные испытания. Похоже, что развивающийся кризис может похоронить большинство социальных достижений европейских стран и вернуть ситуацию к параметрам конца 19 века, когда Ленин, начитавшийся Маркса, задумывал мировую революцию, а Отто фон Бисмарк запускал прообраз современной системы пенсионного обеспечения.
Под всеобщие вопли о приближении финансовой пропасти, в которую скатывается Европа, еврочиновники и их собратья из национальных правительств усилили свою активность в сфере защиты прав и интересов тех финансово-экономических институтов, которые и явились непосредственными организаторами текущего кризиса. Европейский центробанк и нацбанки стран ЕС вовсю занимались поддержкой банков и хэдж-фондов и финансовых пирамид за счет налогоплательщиков. Исключение в виде Исландии, которая после проведения общенационального референдума отказалась платить по долгам коммерческих банков из госбюджета, лишь подтвердил общее правило – государства спасают тех, кто украл миллиарды, за счет тех, кто честно работает и получает тысячи.
Однако попытки накачать банковскую сферу ликвидностью за счет печатанья денег и валютных войн не удались. Ситуация все равно ухудшается. И будет ухудшаться и дальше, поскольку объем виртуальных денег в десятки раз превышает размер реальной европейской экономики. Даже война в Ливии и начинающая война в Сирии не особо помогли. Тут на помощь пришло еще одно очевидное решение – ограбить пенсионеров. Причем если банки США делали это напрямую, сразу и по-крупному (проиграв в ипотечных махинациях средства пенсионного фонда Норвегии), то правительства стран ЕС собираются понемногу воровать у своих пенсионеров.
В деле грабежа собственных граждан украинскому Кабмину есть, с кого брать пример. Допустим, Швеция – страна, которая может стать примером для очередного этапа пенсионной реформы в Украине. Почему? Да потому что премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт в интервью газете «Дагес Нийтерн» в начале февраля текущего года заявил, что возраст выхода на пенсию должен составлять 75 лет. На данный момент в Швеции пенсионный возраст равняется 65 годам. Но это, по мнению политика, слишком рано для современной экономики Швеции. Фредрик Рейнфельдт убежден, что только при выходе на пенсию после 75 лет размер пособия будет достаточным для безбедной старости. Напомню, что хоть и живут шведы намного дольше, чем украинцы (средняя продолжительность жизни: мужчин – 79,5 лет, а женщин – 83,5 года), отдыхать им на пенсии придется примерно столько же, сколько и нашим пенсионерам.
Это далеко не единственный пример в ЕС, когда государство хочет существенно ограничить возможности граждан пожить на пенсии. О повышении пенсионного возраста объявили уже Франция, Италия, Испания, Польша, Дания, Бельгия, — и этот список будет только расширяться. Параллельно с этим экономика ЕС уходит в рецессию и, соответственно, растет безработица. Повышение пенсионного возраста одновременно с ростом безработицы приведет к тому, что и без того сложная ситуация с трудоустройством у молодежи будет лишь ухудшаться. А значит, в Европе будет все больше молодых людей без работы и без перспективы ее получить.
Решить эту проблему можно только двумя путями: революцией или большой войной. Иных способов снижения давления на рынок труда в условиях рецессии Европа не знает. Опыт «нового курса» Рузвельта тут не поможет, ведь инфраструктура Старого света и так предельно урбанистична и хорошо развита. А значит, в скором времени нас ждут весьма печальные последствия неолиберальной социальной политики. Остается лишь надеяться, что это будет революция, а не война.