Подконтрольность налоговой милиции Министерству финансов, а не Государственной фискальной службе, ничего не изменит.
Такое мнение выразил президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко в комментарии корреспонденту ГолосUA .
Он пояснил, что функции налоговой милиция делятся на оперативно-розыскную работу и следствие.
"Особенность в том, что налоговая милиция у нас объединяет только две функции, а в других странах они разделены. Налоговая милиция имеет право заниматься оперативно розыскной работой, но не имеет права заниматься следствием. Почему была претензия к налоговой милиции? Когда они приходят на проверку в предприятие, то следователь говорит, к примеру, знакомому "оперу" : у них неплохой оборот, нужно решить вопрос. Оперативный работник должен искать преступление. Оперативная работа – это не следствие, он устанавливает, есть преступление или нет. А следователь ведет это преступление. Это большая разница", — объяснил эксперт.
По словам А.Охрименко, бывали примеры, когда оперативник берет уголовное дело, и пишет рапорт, в котором полагает, что предприятие может иметь отношение к этому уголовному делу.
"В принципе, оперативник должен выискивать все возможные связи, на что ему дается 10 дней. Но он не дело возбуждает, а проводит розыскные действия. На основании этого дела у него есть 10 дней на выяснение, имеет ли место быть такое преступление или нет. Он берет это дело и на его основании проводит обыск в офисе. В результате изымают документы, после этого ищут хоть какой-то компромат и дальше прессуют бизнес", — продолжил А.Охрименко.
Он считает, проблема налоговой милиции в том, что она объединяет оперативную работу и следственную. Следовательно, "оперативник знает следователя и просит помочь ему".
Сейчас налоговая милиция подконтрольна Государственной фискальной службе.
"Но если она будет подконтрольна Минфину, это ничего не изменит. Взятки надо будет носить в Минфин, ведь ГФС подчиняется Минфину. Следовательно, нет никакой разницы. Ничего не меняется и останется, как есть", — считает А.Охрименко.
По мнению эксперта, ситуацию можно изменить, если забрать у налоговой милиции функцию следствия.
"Но если так сделать, тогда будет невыгодно там работать. Или просто забрать оперативно-розыскное следствие. Тогда было бы идеально. Тогда в милиции была бы работа нудная и неинтересная. Нужно разорвать эту связку — оперативников и следователей налоговой полиции. Это идеальный вариант", — считает А.Охрименко.
Напомним, Министерство финансов презентовало новый проект налоговой реформы.
В нем, в частности, указано, что налоговую милицию заменят на финансовую полицию, которая будет подконтрольна Минфину.