«Благодарность» учителям к профессиональному празднику преподнес премьер-министр, заявив о необходимости перевести учителей на контрактную форму производственных отношений. Несколько дней спустя представитель профильного министерства подтвердила эту позицию, подчеркнув, что первыми под пресс социального комфорта попадут учителя пенсионного возраста: они будут переведены на одногодичные контракты.
«Именно контрактная форма является «любимым» методом всех слабых руководителей, — заявила Людмила Ващенко, директор Центра экспертизы образовательных реформ. — Таким образом они всегда пытаются манипулировать людьми и избавляться от неудобных. Согласно трудовому законодательству контрактная форма предполагает заключение трудового договора между работодателем (директором) и работником (учителем) с определением (как минимум!) объема работы, условий труда и заработной платы. Нередко учитель выполняет не надлежащие ему функции, не имеет полноценных условий для работы, а зарплата позволяет лишь физически выживать и в перспективах государство может осчастливить его лишь на 200-300 грн. Таким образом, контрактная форма укрепит авторитарные позиции директора школы. Вместе с тем, контракт может стать тяжелым финансовым грузом, прежде всего, на бюджет, поскольку грамотные учителя (отказываясь от официальной зарплаты) будут ставить свои условия в договоре относительно оплаты труда».
По мнению эксперта, выпускники педагогических вузов редко выбирают школу своим местом работы: и по причине низкой зарплаты, и по причине высокого уровня ее сложности и ответственности. Основной массив педагогической работы в школе несут учителя среднего и старшего возраста. Сегодня, проработав всю жизнь в школе, выходя на пенсию, учитель со скромными доходами (3-3,5 тыс.грн.) мгновенно оказывается за чертой бедности с пенсией 1,4-1,5 тыс. грн. Как человек глубоко социализированный, учитель редко самостоятельно уходит со школы: он чувствует свою востребованность. Надо отдать должное и родителям, которые при выборе учителя всегда отдают предпочтение возрасту и большой практике.