По некоторым данным, каждый пятый офисный работник Киева так и не отправился этим летом на недельку-вторую на заслуженный отдых. Впрочем, не стоит забывать и о том, что многие из тех, кто формально в отпуске побывал, провели его за домашней работой или «у бабушки», срывая спину на огороде.
Как с этим справиться, рассказал психолог Валентин Гриценко.
«Причин, по которым человеку не удалось вырваться в отпуск, может быть множество и, как правило, все они заранее окрашены в темные тона – кризис, боязнь потерять рабочее место, кого-то не отпустил шеф, у кого-то сдельная зарплата и нет возможности терять ни копейки и т.д. Конечно, длительное отсутствие отпуска негативно сказывается на настроении, общем тонусе организма и нашей работоспособности. Но жить без отпуска можно, кто-то вообще годами никуда не ездит и не жалуется на жизнь, а все потому, что любит свою работу и радуется ей», — говорит специалист.
По словам врача, ключевая причина стрессов в том, что люди просто не любят или забыли о том, что любят свою профессию и воспринимают ее как должное. Возможно, негатива добавляют какие-то неприятности на работе – конфликт с коллегами или непонимание с начальством. Тогда эти проблемы стоит постараться решить как можно скорее. Зачастую, чтобы наладить общение с коллективом достаточно просто позвать коллег на кофе, угостить торгом, рассказать какую-то личную историю, помочь в работе каким-то советом. Если коллеги по отношению к вам будут настроены благодушно, то и работаться будет проще, и поболтать на перекурах будет о чем.
Ну а на выпады начальника надо научиться не реагировать либо просто пропускать весь негатив мимо себя с помощью специальных упражнений.
«Во-первых, не копите в себе злобу на него. Работа у начальства такая – указывать сотрудникам на их просчеты и недостатки. Отнеситесь к этому как к рабочему моменту и просто не реагируйте на агрессивный тон. Я понимаю, что это проще сказать, чем сделать, но попробуйте простой прием: представьте, что вы актер или актриса из сериала, и сейчас отношения с шефом выясняете не вы, а ваша героиня, — ведите себя достойно и спокойно, чтобы не испортить образ. Если же шеф на самом деле тиран и ежедневно кричит, придирается, ставит непосильные задачи, отчитывает при всех – возможно, есть смысл поменять работу?! Впрочем, многим помогает очень простой и действенный прием – когда кто-то начинает вас обижать, мысленно ставьте между вами и грубияном стеклянную стену, как вариант – зеркало, чтоб весь негатив отражался на обидчика, или же поместите его в воображаемую большую стеклянную банку. Визуализируйте это, постарайтесь представить защитную стену настолько ярко, чтобы буквально видеть ее. И не забывайте, что через стекло можно кричать и обижать сколько угодно, но повлиять на вас напрямую ваш обидчик не сможет» — говорит специалист.
Врач также подчеркнул, что важно не концентрироваться на негативе. Если вы будете постоянно жалеть себя и займете позицию жертвы – мол, руководитель меня не уважает, не бережет, работы так много, сил не хватает и.т.д… — ничего хорошего из этого не выйдет. Таким образом, вы лишь доведете себя до нервного срыва и еще большего упадка сил. Воспринимайте ситуацию иначе – всем известно, что сейчас не самое благоприятное время, фактически кризис, и многие фирмы и предприятия буквально борются за выживание. Разумеется, в таких условиях, да еще и в сезон отпусков в офисах должны находиться надежные и высококвалифицированные сотрудники. Вероятно, вас не отпустили в отпуск именно потому, что вы – ценный работник, а вы уже успели надумать себе неприятного.