На днях лидер Ливии Муаммар Каддафи одержал принципиальную дипломатическую победу. В тот момент, когда верные ему войска брали под свой контроль несколько стратегически важных населенных пунктов на севере страны, из США пришло поистине сенсационное известие: официальный Вашингтон наотрез отказался вооружать ливийских повстанцев. Более того, американские сенаторы выступили за прекращение полномасштабных контактов с так называемым Переходным национальным советом Ливии. Таким образом, первый этап операции по «принуждению Муаммара к миру» потерпел окончательное поражение. Каддафи выстоял.
Эти кадры, снятые журналистами французского телевидения, обошли, наверное, весь мир. Группа вооруженных до зубов ливийских оппозиционеров то ли с ужасом, то ли с отчаянием наблюдает за грандиозным пожаром на самом крупном бензохранилище Ливии в районе города Рас-Лануф. Огромные клубы черного дыма застилают небо в целом и солнце, в частности, отчего складывается впечатление, что в полдень над пустыней нависла ночь. «Мы пропали!» — заламывает руки обвитый патронташем боевик, а его приятель, не найдя приличных арабских слов, по-английски ругается матом.
И есть отчего. На территории, контролируемой повстанцами, это была единственная топливная база, снабжавшая бензином и соляркой практически всю технику, имеющуюся в распоряжении «бунтарей». Причем, по горькой иронии судьбы, пресловутые бунтари стали заложниками, если так можно выразиться, собственной глупости. Оставляя Рас-Лануф, они сами подорвали хранилище в надежде на то, что Евросоюз отправит танкеры с горючим в контролируемые ими порты. Но ЕС обещания не сдержал – в настоящее время в Объединенной Европе возникли намного более насущные проблемы, отчего реализацию программы помощи Переходному национальному совету (ПНС) Ливии пришлось приостановить.
Трудно сказать, как долго продержатся повстанцы на резервном топливе, и уж тем более невозможно предугадать, как долго продержится авторитет их командиров, учитывая, что изначальный революционный дух у большинства «бунтарей» понемногу сходит на нет. На подконтрольных повстанцам территориях Ливии царит анархия, во многих регионах, исключая, естественно, портовые, ощущается нехватка продовольствия и медикаментов, а отдельные боевые отряды открыто враждуют между собой.
«Главная проблема ПНС заключается в отсутствии какого-либо опыта в руководстве государством, — сказал в интервью агентству «GolosUA” эмиссар ЕС Ханс ван Рее. – У его представителей пока не получается восстановить разрушенную инфраструктуру и навести хотя бы подобие порядка. Без иностранной поддержки в данном случае им не обойтись».
Но вот как раз надежда на западную поддержку «в данном случае» тает буквально на глазах. В минувший понедельник власти Франции заявили, что Париж готов пойти на контакты с полковником Каддафи и «обсудить с ним дальнейшую судьбу Ливии». Фактически это означает, что правительство Николя Саркози, как один из главных союзников ПНС, делает шаг назад. И именно в этой непоследовательности – вся суть происходящего: Евросоюзу попросту надоело иметь дело с революционерами-дилетантами, тратить баснословные по нынешним кризисным временам средства на обеспечение их прихода к власти и гарантировать создание на данный момент химерного демократического ливийского государства. Своеобразной иллюстрацией к этой картине могут стать слова президента России Дмитрия Медведева, который в одном из телевизионных комментариев относительно ливийской действительности сказал в контексте деятельности ливийских повстанцев: «А с кем там говорить?».
И вправду, среди руководителей «бунтарей» вряд ли можно отыскать человека, так или иначе представляющего собой если не создателя нового государства, то уж, по меньшей мере, харизматического лидера. Некий Мансур аль-Мансур, метивший, ни много ни мало, в президенты новой Ливии, не может написать без ошибок по-арабски даже свою фамилию, а «демократический министр обороны» Бадри Азии вздрагивает при каждой автоматной очереди.
Моральную победу законного ливийского правительства над псевдореволюционерами закрепила Великобритания. Британское внешнеполитическое ведомство объявило о своей инициативе частично разморозить счета семьи Каддафи и предоставить лидеру Джамахирии право выбора дальнейшей карьеры. В заявлении главы МИД Великобритании Уильяма Хейга говорится буквально следующее: «Что произойдет с Каддафи — это, в конечном счете, дело самих ливийцев». Дескать, стойкий ливийский полковник уже заслужил уважение Запада. Все остальное – дело его народа.
А «стойкий ливийский полковник» действительно преподнес своим противникам – где бы они ни были – хороший урок. Образно выражаясь, первый урок выживания. Выступая по центральному телевидению Ливии 26 июля, Каддафи заявил, что никогда не пойдет на переговоры с «бунтарями» («А с кем там говорить?». – Авт.), а всем тем, кто их поддерживает, пожелал удачи. И как бы между прочим добавил, что все переговоры с врагами Джамахирии будет вести исключительно на Страшном суде.
Следует особенно отметить, что врагов Джамахирии действительно становится все меньше. Недавно в аналитической статье одной из немецких газет прозвучала фраза о том, что к антиправительственной коалиции в Ливии присоединились старейшины бедуинских племен, якобы недовольные политикой Каддафи. Опровержение последовало незамедлительно. Совет старейшин ливийских бедуинов, одно из племен которых и представляет Муаммар Каддафи, выразил полковнику свою полную поддержку.
Первый урок был преподан. Все остальное – дело времени.