Необходимо поднять на сессии ПАСЕ вопрос о нелегитимности закона «Об образовании» в части языка обучения. Базовые положения этого закона грубо нарушают общепризнанные в демократическом мире и декларируемые в Конституции Украины права человека и гражданина на полноценное и качественное образование.
Об этом лидер левых сил Украины, почетный член Парламентской Ассамблеи Совета Европы Петр Симоненко заявил на заседании Группы Объединенных европейских левых в ПАСЕ
Петр Симоненко по приглашению главы группы Объединенных европейских левых Тини Кокса прибыл в Страсбург (Франция) для участия в работе осенней сессии ПАСЕ.
«Народ Украины сегодня переживает нелегкий, я бы сказал самый трагический период с момента окончания Великой Отечественной войны и освобождения нашей земли из-под гитлеровской оккупации. И это не просто слова. Ликвидация социальных и экономических гарантий, доступной медицины, отказ государства от полноценного финансирования образования науки и культуры, лишение миллионов людей возможности судебной защиты, интеллектуальная и нравственная деградация молодежи — все это результат реформ по рецептам МВФ, по сути реформ социально-экономического геноцида. Нас, левые силы, часто упрекают, что мы, мол, сгущаем краски, , а проводимые реформы – это ни что иное, как «европейские ценности». А ведь на самом деле сегодня Украина оккупирована. Оккупирована транснациональными корпорациями, неонацистами, криминалом и находится под жестким внешним управлением Госдепа США», — отметил П.Симоненко.
По словам лидера левых сил Украины, все так называемые реформы, проводимые правящим режимом, лишают народ Украины всякой возможности и перспектив развития.
«Разграбленная и нищая страна, страна, превращенная в «огненный плацдарм» против соседей, в первую очередь против России, страна с малообразованным, малокультурным населением обречена быть лишь сырьевым придатком, а граждане такой страны – неорабами «золотого миллиарда», — сказал почетный член Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
Политик напомнил, что 25 сентября 2017 года в Международный день региональных языков, Президент Украины Порошенко подписал принятый Верховной Радой Закон Украины «Об образовании».
«Базовые положения этого закона грубо нарушают общепризнанные в демократическом мире и декларируемые в Конституции Украины права человека и гражданина на полноценное и качественное образование. Что неудивительно, ведь олигархам и оккупантам образованный народ не нужен. Им нужны немые безграмотные рабы, эксплуатация которых умножит богатства власть имущих. Не случайно, министр Лилия Гриневич заявляет, что школьники получают «знания, совершенно ненужные в жизни». Ей вторит ее заместитель Павел Хобзей, который убежден, что учащимся 1-2 классов достаточно уметь считать до 5 (!) Это то в 7-8 лет (!) В Советской Украине, да и уже в годы независимости, когда еще были сильны традиции советской школы и дошкольного образования, дети шли в первый класс, умея не только считать, делить, складывать и умножать. Они умели читать и писать не по слогам! Согласно новому образовательному закону, одновременно с увеличением продолжительности обучения до 12 лет, уменьшается с 22 до 9 количество предметов, обязательных в школе. Теперь, как следует из официального разъяснения Министерства образования, интегрированные знания по физике, математике, химии, биологии, географии, астрономии, экологии ученики будут получать в рамках курса «Человек и природа» в объеме 3(!) часов в неделю. По правоведению, экономике, ряду других дисциплин школьники старших классов будут получать интегрированные знания в рамках предмета «Человек и общество» в аналогичном объеме. Что будут преподавать украинским детям на уроках в остальное время, страшно себе представить», — констатировал лидер левых сил Украины.
По словам политика, в этом контексте закономерно выглядит одобрение и поздравление посольства США в Украине в связи с принятием закона «Об образовании» и ходом образовательной реформы, которая вносит «вклад в развитие молодежи – залог ее будущего». «Впрочем, если для некоторых американских руководителей, которые не отличают Австрию от Австралии, а Грузию от Джорджии или заявляют о том, что Белоруссия имеет выход к морю, а Астраханская область России граничит с Украиной такая реформа и выглядит как «развитие», то для нас, левых сил, да для любого здравомыслящего человека, очевидно, что это путь в никуда. Это путь к деградации и самоуничтожению. Еще один серьезный удар по реализации конституционных прав наших людей на доступ к бесплатному образованию в государственных и коммунальных учебных заведениях наносит предусмотренное законом перекладывание бремени финансовых затрат на скудные региональные и местные бюджеты, сокращение сети школ и численности педагогических кадров. Так, за период, прошедший с момента вооруженного февральского переворота в Украине было закрыто 2486 школ! Уже в этом году, в результате образовательной реформы, почти 4 тысячи учителей будут уволены или из-за снижения учебной нагрузки потеряют в зарплате (и без того нищенской)», — отметил П.Симоненко.
Но, как добавил лидер левых сил Украины, «вишенкой на тортике» образовательной реформы стал вопрос о языке обучения.
«Согласно закону «Об образовании» с 1 сентября следующего года дети из национальных меньшинств смогут получать на родном языке только дошкольное и начальное образование. А уже с пятого класса будут обязаны учиться только на украинском языке. А с 1 сентября 2020 года образование станет полностью украиноязычным, в том числе и для учащихся младших классов. Это означает, что в Украине не останется школ для национальных меньшинств с родным языком обучения, которых еще недавно было несколько тысяч. Принятием закона «Об образовании», господствующий в Украине режим, декларируя на словах приверженность «европейским ценностям» (за которые якобы стоял Майдан) и приоритетность национально-культурных прав, фактически открыто провозгласил курс на этноцид и построение в Украине моноэтничного государства, где всеми правами будут обладать исключительно представители «титульной нации». Как тут не напомнить, что Верховная Рада отменила ратификацию Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств. Присущие современной цивилизации идеалы многоязычия и поликультурности были заменены идеалами украинского интегрального национализма начала прошлого века», — сказал почетный член Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
По мнению лидера левых сил Украины, все это является недопустимым в нашей полиэтнической стране.
«При среднеевропейском показателе доли нацменьшинств в 15%, в Украине доля населения, принадлежащего к национальным меньшинствам, составляет 22,2%. Согласно последней Всеукраинской переписи (2001 года), кроме этнических украинцев, в стране проживало 8 334 141 русских, 275 762 белорусов, 258 619 молдаван, 248 193 крымских татар, 204 574 болгар, 156 566 венгров, 150 989 румын, 144 130 поляков, 103 591 армян, 91 548 греков и тысячи представителей других национальностей. Представители большинства национальностей живут на территории современной Украины сотни лет и вместе с украинцами создавали эту страну. Что касается языковой ситуации, то, согласно этой переписи, украинский язык признают родным 67,5% жителей Украины, русский – 29,6, языки других национальностей – 2,9 %. Причем языковая идентичность далеко не всегда совпадает с этнической. Так, исследователи Института Гэллапа предложили гражданам Украины для заполнения на выбор два варианта анкет (на украинском и на русском языках), и 83% выбрали русский. А из 22% граждан, принадлежащих к нацменьшинствам, только 10% выбрали для обучения родной (этнический) язык. Но новый закон «Об образовании», в частности его 7-я статья, лишает всех желающих возможности получать образование не на украинском, а на родном (этническом) языке. Этой статьей ликвидируется непрерывность процесса обучения на родном языке, начиная с детского сада до уровня профессионального и высшего образования, что прямо противоречит Конституции Украины и взятым нашей страной международным обязательствам. В соответствии с новым законом, сотни общеобразовательных школ в Украине, где сегодня обучение с первого по 11 класс ведется не на украинском языке, с 2020 года прекратят свое существование. Этот закон несет угрозу идентичности, культуре, традициям национальных сообществ Украины, ведет к ассимиляции национальных меньшинстве, вплоть до их исчезновения. Данный закон, без сомнения, имеет все признаки этноцида», — подчеркнул П.Симоненко.
Кроме всего прочего, по словам политика, нормативные положения статьи 7 закона «Об образовании» противоречат частям третьей и пятой статьи 10 Конституции относительно гарантирования свободного развития, использования и защиты русского, других языков национальных меньшинств.
«Противоречат они также частям второй и третьей статьи 22 Конституции относительно гарантирования и недопустимости сужения содержания и объема существующих прав, и свобод при принятии новых законов; части пятой статьи 53 – гарантирующей гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, права на обучение на родном языке или изучение родного языка в государственных и коммунальных заведениях. Ряд положений закона «Об образовании» грубо нарушает Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств, Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и другие международно-правовые документы, которые Украина ратифицировала, противоречит двусторонним договорам Украины с соседними странами, в частности Молдовой, Румынией, Россией, Венгрией, предусматривающих обязательства Украины по обеспечению языковых прав национальных меньшинств. А, согласно статье 9 Конституции Украины, такие договоры являются неотъемлемой частью нашего национального законодательства. Проигнорированы законом также и базовые стандарты ООН и Совета Европы по защите языковой самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств, определенные в Международном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции ООН о правах ребенка, Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и других международных договорах. Но не будем лукавить. Учитывая характер нынешнего режима и его оголтелую русофобию, несомненно, его основной целью в части языка обучения, было лишить возможности этнических русских – граждан Украины права обучаться на родном языке. В подтверждение этого приведу официальную статистику. По данным Министерства образования и науки, сегодня в Украине более 95,3% школ с украинским языком обучения, 3,7% – с русским, а родным русский язык, как свидетельствуют данные переписи, которые я уже приводил, считают 29,6% (по данным Центра Разумкова 2016 года – 27%). А реальные потребности русскоязычного населения Украины в школах с русских языком обучения на порядок больше. Это подтверждают данные по частным школам, где учебные программы формируются на основе пожеланий родителей учеников и самих учеников. Тут доля русскоязычных школ составляет более 40%», — сказал почетный член Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
Как констатировал П.Симоненко, к сожалению, адекватной реакции на принятие Украиной откровенно дискриминационного и противоправного закона «Об образовании» не последовало ни со стороны Европарламента, ни со стороны Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
«А тот факт, что президент П. Порошенко, несмотря на негативную реакцию в Украине и в соседних европейских странах, подписал антиконституционный закон, свидетельствует, что правящему в Украине режиму глубоко плевать на любое мнение, кроме своих госдеповских хозяев. И тут вновь вернусь к «поздравлению» посольства США по случаю принятия и подписания закона «Об образовании». По факту – это сигнал украинской власти не обращать внимание на демарши соседей, ведь главная цель, как я уже говорил, — убрать русский язык из украинских школ, а в перспективе из повседневного обихода даже если при этом пострадают интересы других наций и народов. Это часть стратегии продвижения геополитических интересов США на Евразийский континент через Украину, где распространенность русского языка выступала серьезным препятствием. Это не конспирология – это выводы рассекреченного недавно ЦРУ двухсотстраничного доклада исследователей Джорджтаунского университета под названием «Факторы сопротивления и зоны действия специальных сил. Украина», датированного августом 1957 года. Без полноценного взаимодействия с языками других народов, проживающих в нашей стране, украинский язык лишается огромного ресурса для развития. Местечковый, хуторской тупик в этом случае неизбежен», — убежден лидер левых сил Украины.
Как напомнил почетный член Парламентской Ассамблеи Совета Европы , возглавляемая им политсила всегда выступала за справедливое решение национально-культурных проблем, за безусловную реализацию права людей на использование родного языка, получения на нем образования. При этом статус украинского языка, как государственного, никогда не поддавался сомнению.
«Мы просим поднять на сессии ПАСЕ вопрос о нелегитимности нового закона «Об образовании» в части языка обучения. Потребовать привести его в соответствие с Конституцией Украины и нормами международного права, в соответствие с требованиями людей и здравым смыслом», — резюмировал П.Симоненко.