Рынок энергетики ждет от правительства не обещаний, а стабильного курса. Глава Госэнергоэффективности Сергей Савчук отметил, что перед Украиной стоит цель достичь 11% возобновляемой энергетики в конечном потреблении энергоресурсов до 2020 года.
Об этом он заявил в ходе дискуссии «Решение проблемы энергетической зависимости Украины» в рамках Европейского Форума энергетической безопасности, прошедшего в г. Брюсселе, 26 сентября, сообщает "РБК-Украина".
«С одной стороны – это достаточно амбициозное стремление, а с другой – жизненная необходимость для будущего устойчивого развития страны», — отметил глава Агентства, подчеркнув, что ведомство активно работает над созданием условий для замещения использования газа.
По мнению Савчука, условием динамичного развития возобновляемой энергетики и использования альтернативных видов топлива в Украине станут законодательные инициативы и финансовые механизмы, разработанные Агентством для привлечения инвестиций в эту отрасль. Однако реализация данных планов в Украине может оказаться под вопросом. В Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергетики (АПЕУ), объединяющей свыше 50 компаний, которые развивают более 80% проектов в сфере альтернативной энергетики, считают, что предлагаемое Кабмином снижение "зеленого" тарифа для уже построенных солнечных электростанций (ретроспективное изменение), что отражено в проекте Комиссии по энергетики (НКРЭКУ), приведет к невыполнению указанного обязательства Украины перед ЕС.
Напомним, Украина взяла на себя обязательство перед ЕС и Европейским энергетическим товариществом развивать альтернативную энергетику, в частности, довести долю потребления возобновляемой энергетики до 11% в общем потреблении энергии до 2020 года. В Стратегии развития энергетики до 2030 года Украина предусмотрела план исполнения и должна довести объем установленных мощностей таких станций минимум до 8 ГВт, в частности, солнечной генерации – до 4 ГВт. “В результате ретроспективного изменения законодательства в сфере возобновляемой энергетики Украина сделает шаг назад в выполнении взятых на себя обязательства перед ЕС (а именно Директивы № 2009/28/ЕС)”, — подчеркнул президент АПЕУ Виталий Давий.
Кроме того, предлагаемое украинским правительством снижение гарантированного «зеленого» тарифа противоречит общепринятым европейским нормам ведения бизнеса, приведет к невыполнению обязательств перед банками и международными кредитными институциями, а после вступления в силу Ассоциации с ЕС такие действия могут усложнить будущие отношения с европейскими партнерами, уверены участники рынка. Говоря о размере "зеленого" тарифа в Украине, эксперты напомнили о том, что величина тарифа гарантирует инвесторам определенный срок окупаемости. И Украина, чтобы оставаться конкурентной на рынке "зеленых" инвестиций и перекрывать высокие страновые риски, вынуждена предлагать более высокий "зеленый" тариф по сравнению с европейскими странами. В противном случае, при одинаковом размере тарифа инвестор предпочтет страны с более низкими кредитными ставками, что позволит окупить проект намного быстрее.
Ранее АПЕУ неоднократно призывала Кабинет Министров отказаться от практики кулуарного обсуждения законодательных инициатив, которые могут негативно повлиять на рынок возобновляемой энергетики. Речь, в частности, идет о распоряжении Кабинета Министров «Об усовершенствовании системы расчетов за электроэнергию из альтернативных источников энергии», которым НКРЭ предлагается при расчете «зеленого» тарифа для всех субъектов хозяйствования, которые производят электроэнергию из альтернативных источников энергии, за исключением мини-ГЭС, снизить коэффициент пикового времени с 1,8 до 1,01. Это, в свою очередь, уменьшит величину гарантированного законом «зеленого» тарифа почти в два раза. Данное Распоряжение вызвало острую критику международных институций, в частности, ЕБРР. Ряд игроков рынка альтернативной энергетики уже оспаривают в суде законность данного Распоряжения.