Совет Безопасности ООН принял специальное заявление по Сирии, в котором призвал сирийского президента Башара Асада сделать все возможное, дабы положить конец кровопролитию в стране. На этот раз жесткой резолюции СБ официальный Дамаск избежал, однако, в европейском политикуме всерьез заговорили о необходимости проведения операции «по принуждению режима Асада к миру». Каким образом западные дипломаты планируют усадить конфликтующие стороны за стол переговоров, пока неизвестно, но уже сейчас можно сказать одно: события в Сирии по «ливийскому сценарию» развиваться не будут.
Все, что до недавнего времени происходило в городе Хама, называется предельно просто – бандитский бунт. И свидетельство тому – многочисленные кадры, сделанные на камеры мобильных телефонов и выложенные в сети Интернет самими бунтовщиками. Вот неуправляемая толпа в буквальном смысле растерзала патрульных полицейских, а неподалеку молодые люди с внешностью уголовников прикладами автоматов забивают врачей и медсестер городской больницы. Все это сопровождается выкриками с несвойственными для местного диалекта ругательствами, самые мягкие из которых — «Смерть ублюдкам!» и «Покажем скотам их место!». Доморощенные видеооператоры с садистской циничностью фиксируют насилие над женщинами и избиение стариков – неслыханные для арабского мира преступления. Действия, которые целый ряд политиков на Западе в кулуарах международных структур открыто называет «сирийской революцией». Но вот ведь в чем дело – слишком уж не похожи на революционеров представители разрозненных банд, методично уничтожающие инфраструктуру в конкретно взятом городе одной из некогда самых стабильных в политическом плане стран Ближневосточного региона.
В том, что власти Сирии распорядились ввести в Хаму войска, нет ничего удивительного. Дамаск оперативно, если так можно выразиться, отреагировал на внутреннее раздражение. Танки и бронетранспортеры, появившиеся на улицах южного города, в краткие сроки восстановили порядок — пусть и видимый – в самых «неблагополучных» его кварталах. В ходе правительственной спецоперации погибли, по разным данным, от 300 до 800 человек. Впрочем, следует особенно отметить, что в данном случае статистика не подразумевает разделения на мирных жителей, военных и, собственно, мятежников. Кстати, в распоряжение Совета Безопасности ООН поступили сведения о том, что сирийские боевики переодевались в армейскую форму и занимались убийствами мирных граждан и мародерством.
«В это непростое для нашей страны время я обращаюсь к согражданам с одной просьбой: не поддаваться на провокации деструктивных элементов, — сказал в своем телевизионном обращении к нации президент Сирии Башар Асад. – Мы не допустим атмосферы общего хаоса и уж тем более гражданской войны. Псевдореволюционные настроения, охватившие Тунис, Египет и Йемен, у нас царить не будут никогда, я вам обещаю!».
Антитеррористической операции в Хаме официальный Дамаск присвоил кодовое имя «Возмездие». Любопытно, что в арабском языке слово «возмездие» имеет сразу несколько значений – от привычной «мести» до, казалось бы, не совсем уместного в данном контексте «торжества». Между тем, возможно, резкий ответ Асада всевозможным бунтарям местного разлива и стал тем торжеством государственной системы, добиться которого в свое время так и не смогли ни тунисские власти, ни египетский президент, ни, в конце концов, йеменские чиновники. В борьбе с пресловутым «деструктивным элементом» пока методичную победу одерживает только лидер Ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи, который опять-таки в «непростое для своей страны время» не поддается на провокации повстанцев и успешно противостоит ни много ни мало массивному давлению Североатлантического альянса.
В течение нескольких последних дней Совет Безопасности Организации Объединенных Наций решал, какие меры давления применить к официальному Дамаску, чтобы, выражаясь дипломатическим языком, заставить Башара Асада прекратить операцию против сирийских «бунтарей». Министр иностранных дел Франции Аллен Жюппе, выступая с трибуны ООН как-то довольно холодно заметил, что рекомендация СБ главе сирийского государства убрать с улиц Хамы танки пока носит номинальный характер. Дескать, вряд ли Асад прислушается к голосу мирового сообщества и уже тогда против лидера Сирии можно будет применить более суровые санкции. Ситуация в Сирии должна решиться в течение ближайших семи дней, подчеркнул, в частности, Жюппе. «Если к тому времени ничего не изменится, Совет Безопасности может пойти дальше в своих решениях», — сказал он. Под словосочетанием «пойти дальше в своих решениях» наверняка подразумеваются новые политические и экономические санкции против Дамаска, а также ставшие уже привычными для региона натовские «точечные авиаудары».
«Получается, что власть Сирии фактически лишается права на восстановление законности и порядка в собственной стране, — сказал в интервью агентству «ГолосUA» общественный наблюдатель при ООН Юрген Науманн. – Поскольку трудно предположить, что мятежники из Хамы согласятся сложить оружие и пойти на переговоры с властью». Иными словами, за акцию возмездия Асаду придется заплатить немалую цену, заметил собеседник агентства.
- Как бы то ни было, а в своих действиях руководство Сирии намерено идти до конца. И, похоже, никакие предупреждения и санкции не остановят местную власть. В этой связи можно вспомнить, что США, например, давно практикует политику международной изоляции Дамаска. А вот вопрос «превентивной бомбардировки» позиций сирийской армии авиацией НАТО, скорее всего, так и «повиснет в воздухе». Дело в том, что в Совбезе ООН у Сирии есть сильные союзники, включая Россию и Китай, а, посему начать уничтожение сирийских военных и гражданских объектов тому же Североатлантическому альянсу не позволит банальный международный протокол.