Если буквально следовать договору о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, который дворники недавно разносили по киевским квартирам, то исполнитель услуг (жэк) имеет право «доступа, в частности несанкционированного, в квартиру… потребителя». Оправдывается это благородной целью: «для ликвидации аварии в соответствии с установленным законом порядком».
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет директор «Института города» Александр Сергиенко.
При этом он подчеркивает, что статья 30 Конституции Украины гарантирует каждому неприкосновенность жилья, но действительно предусматривает, что в случаях, связанных со «спасением людей и имущества» (потоп в квартире этажом ниже), может быть установлен внесудебный порядок проникновения в частное жилье. Но, главное, этот порядок должен быть установлен законом, а такого нет, поэтому внесение этого пункта в договор лишено всякого, в том числе юридического, смысла.
Выполнение же этого пункта договора на практике может обернуться взломом чужой квартиры с совершенно непредсказуемыми последствиями.
Такая коллизия заложена изначально — постановлением Кабинета министров Украины от 20 мая 2009 года №529, которым утвержден типовой договор (куда нельзя вносить изменения), а на его основе уже был составлен договор от КГГА.