То, что украинцы готовы были продавать голоса, отражает кризис доверия в обществе.
Об этом заявила глава правления Центра «Социальный мониторинг» Ольга Балакирева в комментарии корреспонденту ГолосUA.
«То, что эти технологии на ком-то работают — говорит об определенном уровне бедности людей. С другой стороны, это еще один фактор кризиса доверия, когда люди все равно не верят, что честным путем будет подсчитан голос, что его учтут, что они могут на что-то повлиять. Это сложный клубок проблем, который мы наблюдаем сегодня в полученных результатах», — сказала она.
По словам социолога, «из прямой речи избирателей» известно, что кандидаты в народные депутаты по мажоритарным округам «покупали» избирателей «остеклением окон или ремонтом дорог».
В то же время, мажоритарщики, как и политические партии наладили своеобразный «сетевой маркетинг» — «рекрутинг одного через другого через третьего». «Производился набор агитаторов, которым платились деньги за то, что они привлекут еще кого-то. И это — непрямая покупка избирателей», — подчеркнула О. Балакирева.
«Кто-то выдавал банковские карточки, на которых были деньги. Кто-то просто «честно» платил за голос, обещая выплатить после голосования еще какую-то сумму. Появились новые технологии, система покупки голосов приняла самые изощренные формы», — резюмировала эксперт.