Поездку помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктории Нуланд в Москву можно расценивать как техническую миссию.
Таким мнением в комментарии корреспонденту ГолосUA заявил политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Он отметил, что визитам В.Нуланд в Киев, а затем в Москву предшествовал длительный процесс. Р.Бортник считает, что стартом таких событий стало убийство депутата V созыва Верховной Рады от Партии регионов Олега Калашникова и журналиста Олеся Бузины, которые стали «своеобразным Boeing 777 для Украины». «Если падение малазийского боинга было использовано для того, чтобы не позволить России достичь целей, которые она ставила на востоке и юге Украины, то убийство Калашникова и Бузины привело к тому, что свои «сукины дети», выражаясь терминологией американских политиков, оказались просто «сукиными детьми». И какой-то груз вины и демонизация перебросилась не только на РФ, но и на украинскую власть. Понятно, если такой тренд будет продолжаться, то, скорее всего, на Украине возникнет реальная угроза поражения американских и европейских интересов и изменения власти и увеличения влияния России. Это подтолкнуло стороны к возобновлению диалога», — пояснил политолог.
Такие обстоятельства, по его словам, прежде всего испугали Европу. «Свидетельством этому был звонок 30 апреля и переговоры в рамках нормандской четверки – телефонный разговор президентов. После этого экстремально быстро начали работать под давлением прежде всего Европы, контактные подгруппы. В крайнем случае, были делегированы их представители и вообще возродился тренд контактной группы и контактных подгрупп минских соглашений», — напомнил политолог.
На 9 мая, отмечает Р.Бортник, не произошла международная изоляция России, на которую многие надеялись. «Присутствие лидеров Китая, Индии и многих других стран продемонстрировали, что у Москвы, условно говоря, конфликт с западом, а не со всем миром. И это все подтолкнуло всех к мысли, что победы не будет в этой войне ни для кого», — объяснил эксперт. А продолжение войны, отмечает, просто невыгодно.
«Все эти вещи привели к тому, что Керри, который приехал в Москву встречаться с Лавровым, в результате оказался в Сочи с Путиным. Результатом чего стало определенное понимание между РФ и США относительно нескольких ключевых проблем. Прежде всего, есть понимание по Сирии. Очевидно также, что намечены определенные пути , в крайнем случае, используется наконец-то одна терминология, одни слова, понятия в части решения украинского кризиса. А дальше был приезд В.Нуланд в Киев», — напомнил политолог.
Сейчас она, предполагает Р.Бортник, скорее всего приехала с определенным планом и конкретными предложениями. «Думаю, к этим предложениям вынуждены будут в той или иной степени прислушиваться и Президент, и вся власть в Украине. Думаю, что этот план, который появился после поездки Керри, подкорректированный госдепом и обсужденный с Киевом, будет опять же везтись в Москву для достижения финального завершения», — считает политолог.
При этом он обращает внимание на то, что В.Нуланд – только помощник госсекретаря. «Это помощник министра иностранных дел США и поэтому поездка Нуланд в Москву, хоть знаковая и важная, но все же техническая миссия. Думаю, что результатом этой поездки станет формулирование более широкой технологической карты выхода из этого кризиса, который не есть минские соглашения. Они – только принципы выхода из этого кризиса. Нужна технологическая карта с функциями, обязательствами сторон, детализированными сроками и конкретными действиями, которые стороны должны сделать. Думаю, Нуланд в Москве попробует сделать эту технологическую карту. Безусловно, эту технологическую карту нужно будет утверждать в новом переговорном формате, нормандская четверка +США, или минский диалог + США, но обязательно «+США». И США уже высказывают свою готовность стать стороной переговорного процесса, что они еще полгода назад отбрасывали», — предполагает политолог.
Среди ключевых позиций возможного плана от В.Нуланд в разрезе 2-3 лет, потеря Украины перспектив вступления в НАТО, откладывание на неопределенный период евроинтеграционных перспектив, значительная демилитаризация нашей страны, борьба и подавление разного рода добровольческих отрядов , и вместе с тем – реинтеграция Донбасса в состав Украины. «Думаю, общее возобновление этих территорий и общее содействие преодоления Украиной экономического кризиса, решение вопроса дефолта, который без экстра-мер и экстра-помощи в реструктуризации долгов обязательно случится в Украине в этом году. Вот это может привезти с собой Нуланд. Но эта технологическая карта, которую она наработает, опять же будет утверждаться в новом формате при участии лидеров государств. Потому что Нуланд не уполномочена и у нее нет такого положения в американской элите, чтобы заключать такие соглашения», — пояснил политолог.
Вместе с тем, отмечает Р. Бортник, остаются силы, которые не заинтересованы в реализации таких сценариев. Он прокомментировал заявления лидера самопровозглашенной «ДНР» и президенту Украины Петра Порошенко. «Заявление А.Захарченко вообще не укладывается в минский диалог. Он заявил: «мы не будем присоединяться к Украине, сохраним свою независимость» и так далее. А П.Порошенко требует, прежде всего, возобновления контроля над границей, что является последним пунктом минских соглашений, и, фактически, чуть ли не последним действием. Поэтому выдвижение сейчас этого требования и для работы контактной группы приведет к тому, что диалог может быть просто сорван», — считает эксперт.
Напомним, помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд после Киева прилетела в Москву, чтобы обсудить кризис в Украине.