В Украине нет политической культуры добровольно подавать в отставку в случае громких скандалов вокруг государственных лиц.
Такое мнение в комментарии корреспонденту ГолосUA выразил политолог Юрий Войтенко.
Он напомнил, что для отставки Президента Украины, согласно Конституции, причиной могут стать несколько условий. В частности, речь идет либо о добровольном заявлении, либо в случае импичмента или по состоянию здоровья (смерти).
«Добровольная отставка… В Европе, возможно бы и подавали заявление, но у нас такой политической культуры нет — подавать добровольно в отставку», — подчеркнул политолог.
Относительно импичмента, Ю. Войтенко напомнил о статье Конституции Украины, которая определяет, что если в действиях Президента есть признаки государственной измены или политического преступления, то конституционным большинством состава парламента можно инициировать рассмотрение обстоятельств дела специальной следственной комиссией. Для этого, подчеркивает, необходимо 226 голосов.
«А для обвинения Президента нужно больше 300 голосов парламента. Это окончательная процедура порядка импичмента. Я сомневаюсь, что у парламента есть такое количество голосов. Это нереально. Если бы даже из политических соображений было бы 300 голосов против Президента, то значит, у нас очень слабый президент, так как у него вообще нет поддержки парламента. Поскольку, у него во фракции больше 160 «штыков», то даже обвинить его политически вряд ли смогут, потому что для обвинения нужно минимум 300 голосов, а для "окончательного" импичмента больше 338 голосов», — пояснил Ю. Войтенко.
Заявления Национального антикоррупционного бюро относительно того, что они не будут заниматься расследованием «офшоров президента», политолог считает ожидаемым.
«Эти институции подконтрольны. У нас нет независимой прокуратуры. А ведь даже для процедуры импичмента после первого голосования парламента назначается специальный прокурор и специальный следователь. Явно это идет из прокуратуры, и мы можем представить в таком случае, может ли прокуратура расследовать вопрос, могут ли в действиях президента быть признаки государственной измены или должностного преступления, как это определяет Конституция. Вряд ли реально будут заниматься этим вопросом. Реально это нереальная у нас процедура. Юридически прописана, как по мне, а в реальности невозможна», — считает политолог.