Почти год назад отношения Украины с Польшей, которые только что наладились, полетели в пропасть. «Зерновая блокада», введенная в апреле-2023 абсолютно неожиданно для Киева, вызвала эффект домино в других государствах Восточной Европы, пишет Европейская правда.
Далее последовала серия дипломатических кризисов со взаимными обвинениями, вызовами послов и т.д. Стороны возлагали ответственность друг на друга, но бесспорным последствием стала потеря доверия между Киевом и Варшавой, то есть руководящей в то время в Польше партией «Право и справедливость» (ПиС).
А два месяца назад, 6 ноября, произошло то, что сделало историю черно-белой. Группа польских водителей при молчаливом согласии польских властей заблокировала грузовое движение через границу с Украиной.
В международных отношениях такие действия носят четкое название. Это торговая война Польши с Украиной.
Варшава это прекрасно осознавала и избегала разговоров по существу, отвечая циничными упреками о «неблагодарности» украинцев.
И неважно, что инициаторами блокады были «независимые» игроки – активисты радикальной партии «Конфедерация» (которая у нас наиболее известна из-за антиукраинской риторики, связей с Россией и готовности ПиС к коалиции с ней). Главное, что тогдашние власти Польши не сделали ни шага для разблокирования границы.
Впрочем, тогда всего месяц оставался до смены правительства Польши после поражения ПиС на выборах.
Поэтому правительство не хотело решать никаких проблем (стремясь усложнить наследство для преемников), а украинские власти понимали потребность переждать, считая дни до отставки Матеуша Моравецкого (которого еще год назад считали партнером и даже другом) и ожидая назначения правительства Дональда Туска.
И действительно, на Туска даже скептики возлагали надежды.
Европеец, приверженец либеральной политики, бывший лидер Европейской народной партии и президент Европейского совета. Политик, еще пять лет назад с трибуны Верховной Рады на украинском языке произнес речь о пути Украины в ЕС.
Следует подчеркнуть: Киев был реалистичным в ожиданиях. В частности, никто не ожидал быстрого решения по запрету агроимпорта в Польшу. Однако ужас на границе должен был немедленно прекратиться, казалось тогда. Назначение же правительства Туска 11 декабря сопровождалось также громкими заявлениями из Варшавы о поддержке Украины, о намерении Туска посетить Киев и т.п., добавляя надежд.
С тех пор прошло почти четыре недели. Пока можно утверждать: даже осторожные ожидания не оправдались. Полномасштабная торговая война против Украины продолжается. Ситуация даже усугубилась.
Так, новый министр сельского хозяйства Чеслав Секерский заявил, что эмбарго на импорт украинских продуктов будет действовать бессрочно.
Понятно, что это часть польской внутренней политики. Туск пытается привлечь поддержку фермеров перед местными выборами, которые состоятся в апреле. Но ведь и после этого ничего не изменится: дальше будут июньские выборы в Европарламент, а там страна будет готовиться к президентским выборам 2025 года.
Ситуация на границе тоже катастрофическая. Правительство Туска отвергло предложенное решение о том, чтобы запретить блокировать подъездные пути к границе с Украиной (по меньшей мере на время войны с РФ), и избрало вместо этого путь переговоров с перевозчиками, блокировавшими границу, и содействие их диалогу с украинскими властями.
Эти переговоры в принципе могут принести успех, даже несмотря на то, что первоначальные требования блокировщиков были заранее неприемлемы для Киева.
Но проблема в том, что такой подход сделал украинскую границу удобной мишенью. В том числе сознательных агентов Кремля (которых хватает в «Конфедерации») и «полезных дураков», которые разрушают отношения Украины с Польшей, даже не осознавая, кому помогают своими действиями. К примеру, сейчас украинскую границу блокируют уже не только конфедераты, но и польские фермеры, выдвигая при этом требования, которые вообще не связаны с Украиной. И, похоже, у Туска готовятся им уступить.
Блокировка границы с Украиной стала надежным механизмом давления на правительство Туска, так что не будет удивления, если после фермеров этот рычаг возьмут в руки другие польские игроки.
Но для Украины результат – неизменный. А именно: граница заблокирована. Торговля с Украиной становится токсичной для европейского бизнеса. Украинские экспортеры, вопреки всему, продолжают работать и наполнять бюджет, чтобы Украина могла продолжать войну с агрессором, срывают сроки и теряют контракты. Речь идет о миллиардных потерях украинской экономики.
Блокада создает также прямые дополнительные проблемы для ВСУ – несмотря на обещания блокировщиков не препятствовать военным и гуманитарным грузам, реальность другая. Блокада уже усложнила завоз волонтерами БПЛА и другой помощи для фронта. Митингующие заблокировали даже ввоз патрульного катера, который направлялся в военные по программе помощи США. Есть проблемы и с поставкой топлива.
Не стоит забывать и о смертях украинских водителей на заблокированной границе.
Сложно поверить, что в этом вопросе гораздо менее дружественная к нам Венгрия оказалась более сознательной – там митинги перевозчиков на границе проходят без блокировки дорог.
В Словакии тоже следуют примеру поляков: местные перевозчики уже несколько раз перекрывали границу с Украиной. Мол, «если дружеская Украина Польша может это делать, то в чем проблема»?
Все эти проблемы все больше усугубляются из-за отказа Дональда Туска взять на себя политическую ответственность и положить конец торговой войне с Украиной, которая, хоть и началась при предыдущем правительстве, но теперь является его ответственностью.
Но еще важнее другое следствие польской торговой войны против Украины, которое в Варшаве, похоже, до сих пор не осознали. Это следствие заключается в следующем: Польша неделю за неделей убивает европейское будущее Украины.
Продолжение блокады даже после смены польского правительства многие украинцы восприняли как сигнал, что Польша вопреки официальной риторике не допустит членства Украины в ЕС.
Наше вступление в Евросоюз – при всех возможных вариантах и конфигурациях – должно означать взаимное открытие рынков. Кстати, всех рынков. Включая аграрный.
Поляки же своими действиями доказывают, что готовы на все – на нарушение Соглашения об ассоциации, своих обязательств перед Украиной и Брюсселем, основополагающих норм ЕС, даже на разрешение и разжигание торгового конфликта – чтобы не допустить экономической интеграции Украины с Евросоюзом. Не допустить появления Украины на экономической карте в Европе. А значит – не допустить вступления Украины в ЕС.
И речь идет не только о ПиС, или «Конфедерации», или правительстве Туска. Отсутствие возмущения блокадой Украины на первых страницах польских медиа и лидеров мнений в Польше лишь усиливает это впечатление и вызывает немало вопросов в украинском обществе.
К слову, от авиаторов уже приходилось слышать шутку, что, мол, на вторую неделю после открытия аэропорта «Львов» его работу заблокируют польские пилоты, потому что LOT не будет хотеть терять сверхдоходы от трафика украинских пассажиров через польские аэропорты. Это пример того, как ожидаемо токсично торговый фронт войны против Украины влияет на отношение украинцев к Польше и полякам, неделю за неделей разрушая то, что было достигнуто в 2022 году, когда Польша действительно много сделала для Украины.
Но теперь она собственноручно подвергает сомнению, делалось ли это бескорыстно. Именно поэтому блокада стала глобальным вызовом для отношений наших стран и наших обществ.
Уже сейчас в Украине слышны призывы о бойкоте товаров из Польши. И если хотя бы вопрос блокады границы не будет решен как можно быстрее, немедленно – последствия могут стать катастрофическими. И для межгосударственных отношений, и для доверия между обществами, и для сохранения курса Украины на европейскую интеграцию.
Это не преувеличение. Потому что нет более простого пути убить доверие украинцев в то, что мы войдем в ЕС, чем в случае, если даже «дружественные» к Украине власти в Варшаве будут действиями доказывать, что будут блокировать наше присоединение к европейской экономике и европейской семье.
Это уныние и разрушение дружеских отношений является проблемой для обеих стран. Агрессия РФ дала шанс историческому взаимопониманию между Украиной и Польшей. Военная поддержка, предоставленная Варшавой, привела к рекордно высокой симпатии в Украине к соседке с запада. Разрушать это – как минимум глупо.
Да и разблокирование границы однозначно в интересах Польши. К этому Варшаву активно призывает Еврокомиссия, этот шаг отвечает интересам большей части польского бизнеса, заинтересованного в торговле с Украиной.
Как сообщалось, с 09:00 4 января 2024 года поляки снова заблокировали пункт пропуска «Медика-Шегини». Бастующие анонсируют, что протест продлится до 3 февраля. ККП на этом участке границы забастовщики разблокировали 24 декабря.
Отметим, 22 декабря украинские и польские чиновники согласовали план действий по разблокированию пунктов пропуска на границе.
«Ключевой результат встречи — согласование общих позиций по разблокированию границы. Стороны достигли взаимопонимания относительно компромиссных решений и их реализации», — рассказало Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры Украины.
Как сообщалось, начатая 6 ноября блокада границы Украины поляками была прекращена в понедельник, 11 декабря, в 13:00 по местному времени в связи с отменой местной властью разрешения на протест, однако вечером польские протестующие перегородили дорогу машиной с прицепом под видом неисправности.
За несколько часов до этого польские перевозчики разблокировали первый КПП (Ягодин-Дорогуск). Министр инфраструктуры Кубраков сообщил, что с 14:00 через пункт пропуска «Ягодин-Дорогуск» возобновлено стабильное движение грузовиков.
Как сообщалось, 6 ноября польские перевозчики заблокировали на границе Украины и Польши ПП «Ягодин» и еще два пункта пропуска.
21 ноября украинские перевозчики начали акцию протеста на границе, а также к таким мерам прибегли словацкие перевозчики.
23 ноября в Польше в направлении ПП «Шегини» началось блокирование движения грузовиков.
Из-за блокировки границы на украинских АЗС подорожал автогаз, не некоторых автозаправочных станциях автогаза уже нет.
29 ноября министр инфраструктуры Польши Алвин Гаджадхур встретился с перевозчиками, участвующими в блокаде польско-украинской границы.
После этого премьер-министр М.Моравецкий заявил, что Польша будет просить восстановить разрешительную систему для украинских перевозчиков.
3 декабря Венгрия перекрыла въезд украинским фурам из Словакии.
Добавим, «Укрзализныця» начала перевозить от границы в Украину фуры, которые там стоят из-за забастовки поляков.