От активной позиции Польши, утверждающей национальное превосходство, страдают слабые соседи Польши — в первую очередь Украина.
Такое мнение высказал на пресс-конференции в информагентстве ГолосUA директор Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко.
«Надо понимать, что Польше удалось утвердиться в качестве стратегического партнера США. Этот список небольшой — Британия, Франция, Япония, Южная Корея, Индия, с определенными оговорками Израиль и Саудовская Аравия, Канада, Австралия и Новая Зеландия – под вопросом. Польше удалось в этом списке утвердиться», — отметил эксперт.
По мнению С. Белашко, Польша ныне играет более важную роль как партнер США, чем Мексика или Турция. Естественно, экономика Польши в таком статусе развивается достаточно динамично. Она, к слову, без потерь преодолела кризис 2008 года. Это определенным образом влияет на внешнюю политику Польши. Сейчас Польша занимает свою активную позицию, которая не отвечает позиции ведущих стран Европейского Союза. От этой активной позиции, утверждающей национальное превосходство, страдают слабые соседи Польши — в первую очередь Украина», — подчеркнул С. Белашко.
По мнению эксперта, Украина становится объектом польского национального самоутверждения и страдает от недружественных действий. При этом надо отметить, что Украина слабее Литвы и даже Беларуси.
«Польские политические элиты вынуждены применять компенсаторные механизмы. Они апеллируют к чувству национальной гордости, самодостаточности, активной жизненной позиции нации. Они также проводят агрессивную политику по отношению к соседям. Символические протесты против любого внешнего доминирования. Польско-немецкие разногласия – это демонстрация собственной самодостаточности и независимости от Берлина и Брюсселя», — пояснил эксперт.
Напомним, в Польше заявили, что не будут молчать о преступлениях УПА. Институт национальной памяти Польши не собирается, в частности, прощать Степана Бандеру, заявил глава Института национальной памяти Польши (IPN) Ярослав Шарек в интервью изданию wPolityce.
Варшава не может указывать Киеву, кого считать героем, но о преступлениях Украинской повстанческой армии против поляков на Волыни молчать не собирается.
"IPN не может определять украинскому народу, каких героев он должен себе выбрать. Однако институт не может молчать о преступлениях против поляков, совершенных на Волыни и в восточной Малопольше", — заявил Я. Шарек.
По его словам, С. Бандера, который во время трагических событий на Волыни в 1943 году находился в немецком концентрационном лагере, тоже несет ответственность за эти события.
"Лидер всегда несет политическую ответственность за работу подчиненных. Я могу привести примеры политиков, которые вели тоталитарные государства и не убивали ни одного человека", — заявил Я. Шарек.
Вместе с тем Я. Шарек считает, что украинцев и поляков могут объединять другие герои, например, Симон Петлюра или генерал Марко Безручко, который защищал город Замость от большевиков.
Кроме того, объединительными темами он считает Голодомор в Украине, подпольную деятельность католической церкви, служение польских священников среди украинцев, деятельность антикоммунистических активистов в 1970-х годах.
Я. Шарек добавил, что несмотря на различие, шансы на диалог между Польшей и Украиной существуют. Например, в сфере обмена архивными документами.
Накануне польские власти официально заявили о начале действия «черного списка» для украинцев. В связи с этим в Министерстве иностранных дел Украины заявили, что подобные действия нарушают соглашения, достигнутые в ходе встречи представителей консультационного комитета президентов Украины и Польши.