ГолосUA
14:01 10/06/2012

Поляки требуют от Львовской галереи отдать две картины католическому костелу

Польша настойчиво требует от Украины передать картині XVII в. кисти итальянского художника Мартино Альтомонте, хранящиеся в фондах Львовской национальной галереи искусств,  на депозит костелу св. Лаврентия (г. Жовква).

Об этом пишет ZN.UA.

Среди них две самые крупные работы Альтомонте «Битва под Веной» и «Битва под Парканами». Кроме того, полякам хотелось бы иметь у себя и полотна «Битва под Хотином» Андреаса Стеха и «Баталия под Клушино» Симона Богушовича. /> Однако украинские художники не поддерживают возврат костелу полотен, отреставрированных благодаря стараниям ныне покойного генерального директора Львовской галереи искусств Бориса Возницкого. Они настаивают, что в костеле не созданы надлежащие  условия хранения полотен — в течение трех столетий эти произведения трижды капитально реставрировались.
Во Львове считают возможную передачу произведений Альтомонте скрытым отчуждением украинских культурных ценностей. По мнению художников, если картины передадут костелу, это может послужить причиной того, что культурное наследие просто «растащат». Некоторые специалисты считают, что полотна Альтомонте вообще вывезут в Польшу.
Письма с просьбой рассмотреть возможность передачи этих полотен костелу св. Лаврентия начали поступать Борису Возницкому с 2011 года, однако каждый польская сторона получала категорический отказ. Эти памятники культуры являются государственной собственностью, хранятся в галерее искусств, доступны для осмотра гражданам Украины и иностранным туристам, и нет никаких оснований передавать их кому-либо, считал он.
Однако гибель Возницкого за несколько дней до размещения упомянутых произведений в стенах Олесского и Золочевского замков сделала их беззащитными.
Народный художник Украины академик Академии искусств Украины Любомир Медвидь, комментируя конфликт, отметил, что существует мировая практика возврата музейных ценностей, которые в разное время были изъяты из мест их первичного установления, но это «частные случаи, а не огульная практика».
«Передача музейных экспонатов на объекты, откуда они происходят, должна сопровождаться неопровержимой аргументацией и крайней необходимостью. В данном случае польская сторона такой аргументации не имеет. Мировой опыт показывает, что в подавляющем большинстве случаев оригиналы не возвращаются на прежние места. Чаще всего — когда возникает потребность в экспозиции — выставляются их детальные копии. В данном случае произведения стали музейной ценностью, получили музейный статус прежде всего как выдающиеся произведения искусства, а не как иллюстрация исторического прошлого. С этим надо считаться», — подчеркнул художник.
«В соответствии с Законом „О музейных произведениях и музейных коллекциях“, полотна, включенные в состав государственной части музейного фонда Украины, не подлежат отчуждению, за исключением случаев потери, разрушения или обмена на другие музейные произведения или коллекции, поскольку нарушается положение о неделимости музейной коллекции», — считает Лариса Возницкая, дочь искусствоведа, реставратор, заслуженный работник культуры Украины.
«Вывоз лучших экспонатов коллекции Львовской национальной галереи искусств является актом разрушения целостности собрания, складывавшегося десятилетиями. Несмотря на это, польская сторона настаивает на том, что культурные ценности надо вернуть на их изначальное место», — отметила она.

Читайте также по теме