Димитрий Бабич
14:05 14/10/2011

Попытка номер пять

Совет Безопасности ООН заявил о намерении принять так называемую «дорожную карту в отношении Саны», призванную предотвратить новую гражданскую войну в Йемене. Согласно основным пунктам международного миротворческого плана, глава йеменского государства должен объявить амнистию политзаключенным, назвать дату независимых парламентских выборов и, наконец, полностью сложить с себя полномочия главнокомандующего армией. В ответ на это президент Йемена Али Абдалла Салех довольно цинично сообщил, что «в пятый раз информирует о своей отставке», «не желает участвовать в передаче власти подонкам и прочим революционерам» и прогнозирует для своей страны «участь, постигшую Тунис, Египет и даже Ливию».

«Это – моя пятая попытка вдолбить в головы как западных чиновников, так и арабских наблюдателей, что я больше не хочу быть президентом и уж тем более не намерен нести ответственность за какое-либо кровопролитие, спровоцированное в моей стране», — сказал в своем телевизионном выступлении пока еще действующий йеменский президент Али Абдалла Салех. И то ли цинично, то ли пророчески добавил: «Всевозможные демократические веяния довели Йемен до очередной гражданской войны. Вы увидите, что государство вновь распадется на два республиканских формирования – Север и Юг. Но в этом моей вины уже не будет!».

Отчасти Салех прав. Йеменская Арабская Республика действительно оказалась на грани гражданского противостояния, причем напряженность нагнетается именно на фоне событий в Тунисе, Каире и Триполи. Только вот уже пятое по счету напоминание президента о намерении покинуть пост выглядит, по меньшей мере, лицемерно. Складывается впечатление, что глава государства искренне напрашивается на просьбу местных  жителей «не покидать страну в лихую годину», а такой просьбы, которая, по его мнению, должна сопровождаться массовыми демонстрациями поддержки, явно не поступает.

Впрочем,  если говорить об эре Салеха, практически безраздельно правившего страной с 1994-го года, то ей – этой эре — действительно пришел конец. Йемен уже фактически разделился на северную и южную части, подконтрольные местным племенам и разрозненным бандформированиям, местная денежная единица – риал обесценилась в результате экономического коллапса, а большая часть населения оказалась за чертой бедности. Ситуацией воспользовались международные террористы, включая эмиссаров «Аль-Каиды», которые в течение последних двух лет осуществляют регулярные атаки на правительственные учреждения, полицейские и армейские казармы и иностранные дипломатические представительства. Число жертв таких нападений, даже по самым скромным подсчетам, превысило 20 тысяч человек.

Салех и впрямь пытался спасти обстановку – 18 марта нынешнего года президент объявил в стране чрезвычайное положение, жестко подавил антиправительственные выступления и отдал приказ об аресте целого ряда видных старейшин крупнейших в Йемене племен, считавшихся оплотом оппозиции. Но это только усугубило кризис – в ответ боевики объявили о начале «гражданской войны», атаковали столицу страны – городу Сану, взяли под свой контроль здания министерств и ведомств, отменили все указы властей и провозгласили создание «шариатского государства Йемен». Завершающим аккордом всей этой чреде событий стал обстрел мечети на территории столичной президентской резиденции, в результате которого сам Салех получил тяжелейшее ранение и был вынужден лечиться в Саудовской Аравии.

Дальнейшие события развивались по традиционной для большинства стран арабского мира разлива нового времени схеме. Оппозиционеры устроили массовые акции неповиновения на площадях в крупных городах и блокировали порты и автомагистрали, а по всей стране прокатилась волна политических убийств. Так, в середине сентября боевики-оппозиционеры напали на главную военную базу страны и фактически растерзали бригадного генерала Абдуллу аль-Кулаиби, днем позже в перестрелке с экстремистами погиб глава столичного МВД, близкий друг президента Али аль-Маджид, на «растяжке» в собственном доме подорвался исполняющий обязанности министра финансов Хусейн аль-Араби. Чудом избежали гибели министр обороны Йемена Мохаммад Насер Али, премьер-министр Али Мухаммед Муджавар и вице-президент Абд аль-Рахман Мансур аль-Хади.

Правительственная антитеррористическая акция вылилась в массовые расстрелы – солдаты спецподразделений в ходе так называемых «городских рейдов» всего за неделю убили более 500 протестующих. В итоге общее число жертв противостояния превысило тысячу человек. Сегодня из Саны в срочном порядке эвакуируются посольства, консульства и торговые представительства иностранных государств, а турфирмы по всему миру настоятельно рекомендуют своим потенциальным клиентам воздержаться от поездок в Йемен.

«Тяжело осознавать тот факт, что Йемен оказался на пороге гражданской войны, — сказал в своем выступлении в Нью-Йорке Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун. – Сейчас все решают считанные дни – весь цивилизованный мир должен приложить все усилия для недопущения эскалации регионального конфликта». Нужно найти те силы, которые способны примирить йеменцев, по какую сторону баррикад они бы ни находились, подчеркнул Генсек ООН. В качестве потенциальных миротворцев в данном контексте Организация рассматривает США, Евросоюз и Россию, структуры которых исторически влияли на политическое и экономическое развитие Йемена.

«Здесь следует сделать одну оговорку, — заметила в интервью агентству «ГолосUA» наблюдатель при миссии ООН Ванесса ле Роа. – Под «Россией» дипломаты традиционно подразумевают не только Российскую Федерацию, но и ряд стран СНГ, у которых со времен Советского Союза складывались дружеские отношения как с Северным, так и с Южным Йеменом. Не последнюю роль здесь может сыграть и Украина».

Можно лишь попробовать смоделировать ситуацию, которая в классической психологии и современной дипломатии называется «очная ставка», отметила собеседница агентства. Выражаясь проще, «очная ставка» — это форум, где пресловутые конфликтующие стороны и пытающиеся их помирить арбитры высказывают собственное мнение о будущем конкретно взятой страны и пытаются выработать мало-мальски приемлемое решение, впоследствии именуемое «дорожной картой». «У Украины большой опыт миротворческих миссий, — сказала Ванесса ле Роа. – При желании Киев может присоединиться к такому форуму и предложить собственный вариант йеменской «дорожной карты». В украинских вузах учились тысячи граждан Йемена, которые сейчас занимают относительно высокие посты в органах йеменской власти. Наверняка таковые найдутся и среди оппозиционеров. А, посему, у украинских дипломатов есть шанс в очередной раз продемонстрировать свое мастерство убеждения, поскольку к мнению Украины, наравне с Россией, в Сане наверняка прислушаются».

Кстати, принятие СБ ООН «дорожной карты» по Йемену Россия уже одобрила. «Мы считаем, что сторонам пора договариваться. Мы обеспокоены тем, что на протяжении нескольких месяцев продолжается кризис, причем очень острый, с региональными последствиями», — заявил журналистам в Нью-Йорке  постпред РФ во всемирной организации Виталий Чуркин. Ожидается, что США, Китай и страны Евросоюза со своей позицией определятся в самое ближайшее время.

Как бы то ни было, а страсти в Йемене накаляются, если так можно выразиться, с каждой минутой. И отставка президента Салеха – с пятой или, например, десятой попытки, похоже, уже ничего изменить не может – страна действительно погрязла в анархии и беззаконии. Но пока есть возможность провести с конфликтующими субъектами «очную ставку», надежда на предотвращение гражданской войны в регионе все-таки будет реальностью.

Читайте также по теме