Общественный транспорт Киева — это огромная инфраструктура, ресурсы, управленческая система и бюджетные средства. При этом у киевлян нет возможности контролировать, насколько эффективно они расходуются.
«Сама система компенсаций за перевозку льготных пассажиров, финансирование из бюджета расходов коммунальных предприятий «Киевпастранс» и «Киевский метрополитен», схема тендеров на закупку нового транспорта и т.д. являются непрозрачными и запутанными», — рассказывает в интервью ЧасUA владелец «Союз-Авто» Юрий Нестерчук.
Ежемесячно из бюджета на «Киевпастранс» идет 78 млн. гривен. За год эта сумма превышает бюджет одного киевского района, например, Деснянского. В 2012 году коммунальные предприятия «Киевпастранс» и «Киевский метрополитен» получили 561 млн. компенсации из бюджета за перевозку льготных пассажиров. А денежные поступления за уплаченный проезд составляли 745 и 373 млн. гривен соответственно.
«Я не против льгот, мы живем в такой стране, где бедным или безработным быть не стыдно. Но я против того, чтобы на системе льгот зарабатывали чиновники. Реальной статистики по количеству перевезенных льготников нет, и сумму компенсаций из бюджета считают так, как нужно, тем самым чиновникам. Эти цифры просто рисуют», — отмечает Юрий Нестерчук.
По его мнению, нужно ввести адресные компенсации для тех, кто имеет право на бесплатный проезд. Таким способом можно планировать реальные расходы бюджета на компенсацию стоимости проезда для льготников, и они точно будут меньше, чем сейчас.
«От повышения тарифов городская власть из-за популизма отказалась и разницу с себестоимостью покрывает из бюджета, а по сути, за счет киевлян. Себестоимость растет.Учитывая состояние транспорта, рост цен на топливо и расходы на поддержку 8 автобусных парков (можно обойтись тремя) себестоимость сегодня может достигать 8 гривен », — добавляет Юрий Нестерчук.
С учетом финансовых показателей городского бюджета и плачевного состояния транспорта город рискует прийти к транспортному коллапсу в очень короткой перспективе.
«Нужны кардинальные изменения.Достаточно хранить старую коррумпированную систему, прикрываясь социальной функцией коммунальных перевозок. Достаточно воплощать нерентабельные дорогостоящие проекты вроде городской электрички, убытки от которой уже составляют 72 млн. гривен. Откладывая реформы, у нас забирают возможности для развития. Сумма компенсации на проезд в 9,5 раз больше суммы средств, предусмотренных на строительство и развитие метрополитена», — считает Юрий Нестерчук.
Он приводит пример Троещины, которая годами ждет строительства отдельной ветки метро, но в бюджете 2014 средств опять нет. По его мнению, в городском транспорте необходимо создать условия для развития частного бизнеса, который начнет вкладывать в развитие транспорта, а не забирать бюджетные средства. Это тот сектор, который способен работать рентабельно и платить в бюджет десятки миллионов гривен. Сильные частные компании готовы делать инвестиции, если будет уверенность в перспективе, стабильные условия работы и отсутствие коррупции.
«Мы готовы покупать новый крупногабаритный транспорт, внедрять экологические технологии, которые еще и удешевлят проезд, но нам нужны четкие правила и прозрачные процедуры конкурсов на маршруты, нормальные условия для работы. Если бы чиновники были настоящими хозяйственниками, как они это декларируют на выборах, то они бы поняли, что в этом заключается выгода всего города, всех киевлян», — считает Юрий Нестерчук.