Димитрий Бабич
19:10 27/09/2011

Последний звонок

Премьер-министр «независимого Косово» Хашим Тачи причастен к военным преступлениям на территории бывшей Югославии. С таким сенсационным заявлением недавно выступил американский прокурор Джон Клинт Уильямсон, решивший положить конец попытке ряда западных стран возвести Тачи в ранг «будущего лауреата Нобелевской премии мира». По мнению прокурора, НАТО сделало большую ошибку, заигрывая с албанскими сепаратистами и пытаясь превратить «подонков в героев». Вероятно, в этом есть определенная доля истины.

Старая албанская поговорка гласит: «Шакал в человечьей коже рано или поздно выдаст себя кривыми клыками». Звучит довольно символично, если подойти к этой поговорке исключительно с филологической точки зрения и проецировать ее на конкретно взятого человека. Второй слог имени и второй слог фамилии так называемого «премьер-министра» Косово Хашима Тачи в албанском языке звучит как «Шиачи», что в культурном переводе в лучшем случае получается «шакал». Но это в лучшем случае. Не нужно быть маститым языковедом и уж тем более психологом, дабы составить портрет того, кто наглядно продемонстрировал всему миру, что ложь во спасение на отдельно взятой территории призрачного государства может быть возведена в культ…

…Очень тяжело узнать в улыбающемся успешном политике, гарантирующем «безбедное будущее Косово правительства Тачи» с приштинских бигбордов, бывшего полевого командира албанской террористической группировки «Армия освобождения Косово» (UCK) «брата Хашима». Как-то незаметно он сменил засаленную камуфляжную форму на роскошный итальянский костюм, исключил из своего словарного запаса ненормативную лексику и, наконец, заучившего главную догму западной демократии: «Права человека – это святое». А ведь еще каких-то десять-одиннадцать лет назад этот «правозащитник» с циничностью учетчика регистрировал убитых косовских сербов «по гендерному признаку». В одной из тетрадей, отобранных у руководства UCK под Приштиной, значится запись Тачи: «Захвачена пожилая сербка, интереса не представляет». А в другом журнале этот же автор констатирует буквально следующее: «Поймали блондина. Отправить на субпродукты, плевать кто он – серб или американец».

По иронии судьбы именно американец стал, если так можно выразиться, «крестным отцом» косовской «демократии». Осенью 1999-го тогдашний президент США Билл Клинтон отдал распоряжение о нанесении «превентивных ударов» по Белграду – во имя установления демократии в бывшей Югославии и реализации права косовских албанцев на самоопределение. В погоне за призрачной демократией на Балканах Клинтон не стал вникать в дневники Тачи, игнорировал его «субпродукты» и, наконец, закрыл глаза на то, что UCK той же Америкой была признана наравне с «Аль-Каидой», группировкой террористов. За что и получил званием почетного гражданина Приштины с «пожизненным памятником» в центре сербского административного края.

Но дело даже не в этом. На днях «косовский премьер» получил удар ниже пояса. Причем с той стороны, откуда никогда не предполагал. Американский прокурор Джон Клинт Уильямсон выступил с поистине не имеющим аналогов заявлением, где четко и ясно заявил: Тачи – обычный полевой командир, сродни бандиту, а слово «субпродукты» из его пресловутых записей – внутренние органы людей, которых UCK массово арестовывало на подконтрольных им территориях. Скандал, связанный с информацией о том, что в Косово и соседней с ним Албанией в 1998-1999 годах неизвестные хирурги проводили операции по изъятию внутренних органов у сербов и иных «лиц неалбанской национальности».

«Именно Уильямсон пытается доказать, что косовская демократия зиждется на крови, а один из лидеров сегодняшней Приштины должен, по крайней мере, объясниться перед международным правосудием, — сказал агентству «ГолосUA” представитель специального комитета ООН на Балканах Рышард Шиловский. —  Доказать это будет крайне сложно, но хочется искренне надеяться, что инициатива конкретно взятого чиновника высшей Европейской инстанции в очередной раз привлечет внимание всего мира к проблеме восстановления исторической справедливости относительно всех тех событиях, которые имели место в Косово в конце прошлого века».

Обвинения прокурора Уильямсона основываются на рассекреченных накануне документах НАТО, где констатируется следующее: Тачи, в документах Армии освобождения Косово именуемый «Шакалом» и «Птицей», непосредственно причастен к наркотрафику, торговлей людьми и подрывной деятельности на Балканах. В январе нынешнего года влиятельная британская газета «Гардиан» назвала Тачи «одной из самых крупных рыб организованной преступности Косово». Любопытно, что правительство США было осведомлено о криминальном прошлом «брата Хашима», а в одном из донесений ЦРУ нынешний «косовский премьер» даже назван «Птицей с черной отметиной». Очень уж «прозревшим детективам» понравился дефект татуировки на плече «вершителя судеб Косово».

Важно другое. В западных юридических структурах нашелся, наконец, человек, бросивший вызов не столько самому Хашиму Тачи (теперь – так называемому полковнику UCK), сколько тем структурам, которые его успешно покрывали. «Я не ошибусь, если скажу, что Джон Клинт Уильямсон пошел против всех возможных стереотипов, — сказала агентству «ГолосUA” специальный офицер ООН Ванесса ле Роа. – Хочется верить, что он докажет: работа Международного сообщества в регионе требует самой тщательной оценки. Как в школе».

Кстати, о школе. Собеседница агентства подчеркнула, что следствие в отношении Хашима Тачи будет длиться «до тех пор, пока не прозвенит последний звонок». В колокол должен ударить прокурор Уильямсон.

А шакал – кто бы он ни был в Косово  – свои зубы наверняка покажет…

Читайте также по теме