Потешные войска России

Россия как бы  взбунтовалась. От 40 до 80 тысяч людей вышли на акции протеста в Москве и других крупных  городах России.  Россияне высказывали свое возмущение итогами выборов в Госдуму. Согласно им, правящая партия получила почти 50% голосов в поддержку. Это не решающее большинство. Но психологический барьер победы все равно преодолен. Противники партии власти уверены, что настоящие результаты «успехов» «Единой России»  в два раза меньше. В российской столице мероприятие оказалось рекордным по численности и по зрелищности.

И в России, и в Украине уже заговорили о повторении «Майдана», который собрался в 2004 -м на главной  площади Украины в и результате которого Ющенко занял пост Президента. Правда, в России протестанты выбрали своим цветом белый, а не оранжевый:  у всех участников акций  протеста белые повязки на рукавах, а в руках белые шары с надписью «Нас надули». Вообще, основное отличие акций в России — их креативность: плакаты,  воздушнее шары, критические лозунги. А на украинских сайтах появились объявления о продаже б\у палаток.

Но что на самом деле происходит в России — буффонада или «русский бунт, бессмысленный и беспощадный»? Однозначно можно сказать, что все сравнения митингов на Болотной с украинским Майданом, как минимум, не соответствуют действительности. Другая  политическая составляющая, другой уровень организации, другие «ведущие и другие требования. Вспомните, что Майдану предшествовали многолетние акции «Украина без Кучмы» и «Восстань Украина», организованные оппозицией. Чтобы «раскочегарить» украинский народ, убедить его выйти на площади для борьбы за свои избирательные и гражданские права, понадобилось почти 5 лет.

Была ли у России аналогичная история? Что предшествовало выборам-2011, вызвавшим «всенародное возмущение»? Массовые акции протеста, походы на столицу,  системная борьба авторитетных оппозиционных лидеров? Нет и нет. Максимум что было: концентрация протестной активности в блогах и ЖЖ. Фактически, это виртуальные акции протеста, прообразы тех самых «московских кухонь», где шепотом крыли власть. Кроме того, в Украине за смену режима выступала часть властной элиты. Вспомните, кто стоял на главной трибуне Майдана: бывший спикер и бывший вице-премьер, лидеры ведущих политических партий, олигархи, вроде Мартыненко и Порошенко. То есть, наблюдалась консолидация политической и деловой элиты, той ее прогрессивной части, которая не просто хотела перемен. Она в них вкладывала: средства, людские ресурсы, организационные возможности.

А теперь сравним этот подъем с московскими выступлениями. Кто во главе протестных масс?  Маргинальные политические лидеры, которых освистывала толпа? Партии в этой «игре» были не ведущими, а всего лишь массовкой, примазавшейся к акции протеста: как Наталья Королевская, которая приходила на «налоговый Майдан», например.

Поэтому в Москве партии были всего лишь прослойкой между активной молодежью: «Яблоко", Республиканская партия России, Партия народной свободы с одной стороны и Русский гражданский союз с Национал-демократическим альянсом. Но при этом ни одного  реального и влиятельного государственного деятеля — ни  левоцентристская «Справедливая Россия» экс-спикера Миронова, ни  отставные министры вроде Кудряшова не  выразили публичной поддержки  акциям протеста.    Это означает одно: в «середине» власти  да и оппозиции всех устраивает  расстановка сил и никто не хочет изменения статус-кво.

Еще один момент: выдвижение политических требований. Чего хотят протестующие? Пересчета голосов? Назначения перевыборов?  Вместо четко сформулированных требований — эмоциональные плакаты: :"Мы не немы", "Чурову не верим! Верим Гауссу!", "Вы нас даже не представляете", "Волшебника — в Азкабан!" и "Верните снежную зиму — Верните честные выборы».

Политологи уверяют, что «искрой», спровоцировавшей народный подъем, стало осеннее выдвижение Путина кандидатом в президенты от «Единой России». Тогда почему не звучат призывы к отставке ВВП  или к «запрету» его участия в будущей президентской кампании?  Идут лишь разговоры о том, что третий  срок В. Путина станет его последним моментом пребывания у власти. Дескать, «последняя осень…» Но разговоры — это не действия. Реально повлиять на ход президентских выборов, на изменение  модели  управления РФ митингующие не могут, да и не собираются этого делать.

Очевидно, что-то сдвинется с мертвой точки только после того, как ВВП отбудет еще один срок на посту главы государства. И то, не факт. Нет  общественной катализатора таких перемен. Хотя все в один голос утверждают, что на акции протеста в России вышел тот самый средний класс, появления которого так долго ждали. Однако, средний класс, как правило, выдвигает некие требования и условия власти, прежде всего — экономические, налоговые, социальные, позволяющие этому среднему классу быть именно «классом, существовать  в условиях либеральной политики, а не ограниченной демократии, предлагаемой нынешней властной командой.

Ничего похоже на митингах в Москве мы не слышали, да и вряд  ли услышим. Условия для жизни и работы среднего класса создаются не в блогах, откуда «родом» большинство участником митингов. Проблема в том, что  почти все из тех, кто сейчас возмущен нечестными выборами, разгулом тоталитаризма и прочими ужасами несоблюдения гражданских прав, многие годы сознательно уклонялись от выборов и участия в активной  политической и общественной жизни страны. Вспомните, какой был девиз большинства тех, кто сейчас претендует  на роль среднего класса? «Мы вне политики», «Политику делают политики», «Голосуй против всех».

Они не ходили на выборы, считая это «игрой для лохов». Они негласно поставили  власти условие: вы даете нам условия для создания  в той системе что есть, комфортной и сытой жизни,, а мы  соглашаемся на ограниченную демократию. Другими словами, те ценности ( свобода слова, право на  митинги и демонстрации, свободное избирательное право, защита гражданских свобод) изначально были обменяны  так называемым средним классом РФ на  то, что он считал приоритетней демократии. На комфортную жизнь. На относительную стабильность. На претензии на внешнюю гегемонию. На квасной патриотизм. На «мочить в сортире».

итоге,  целое поколение молодых и активных российских граждан в свое время отказалось от влияния на политику — по причинам, указанным выше. И теперь пожинают плоды этого отказа. Ведь нельзя массово игнорировать политику и гордится своей «непричастностью», а потом требовать от политиков играть по твоим правилам. Нельзя  пренебрегать идеями и принципами построения гражданского общества, а потом дружно возмущаться невозможностью влиять на политические и общественные процессы в государстве.

Ну и наконец: мы же говорили о том, что  митинги, которые проходят в России — это протест ради протеста. О чем говорят большинство участников акций? «Мы не за революцию, мы просто хотим высказать свой протест». Основной леймотив блоггеров: «митинги — это не победа, но все равно- полный восторг». Топовый блоггер рунета, фотограф Рустем Адагамов (drugoi) называет минувшую субботу одним из лучших дней в жизни. По его мнению, митингующие — это "не "несогласные", это — неравнодушные. "И эти граждане мне очень нравятся. Это прямо моя мечта — народ, которому не все равно. Только такой народ может постоять за себя, за свои интересы", — пишет он. Адагамов при этом подчеркивает, что организаторам митинга нужно твердо уяснить — "люди пришли не к ним, а за правдой, за чувством собственного достоинства". Наиболее кратко подвел итоги митинга писатель и журналист Захар Прилепин. "Вчера был замечательный день, конечно. Хорошо постояли и хорошо выпили потом. Все друг друга любят и уважают. Беспокоит только одно: нам ничего не дадут ведь. Они нам сказали свою любимую фразу "Мы вас услышали". Такой вот мощный итог. А так — радостно, конечно. Восторг просто", — написал он на следующий день после мероприятия. Похоже, активная часть российского общества воспринимает акции протеста как «дулю власти», но не видит в ней  предпосылок к революции, смене  руководителей  страны.

Тем не менее, игнорирование уличных протестов для власти РФ может быть фатальным: они все-таки учитывают опыт соседней Украины. Поэтому власть выбрала нестандартную для себя форму реакции. Протестующим позволили выпустить пар. Митинги и акции протеста начали показывать по центральным телеканалам: картинку с подробным рассказом о митинге на Болотной площади начали давать с 16:00. И везде первой новостью. Сначала на НТВ, потом на Первом канале в 18:00, затем в 19:00 в программе "Сегодня" (тоже НТВ) и "Неделе с Марианной Максимовской" на РЕН ТВ, в 20:00 в "Вестях в субботу" ("Россия 1") и в 21:00 в программе "Время" ("Первый"). Снова зафункционировал ЖЖ, до этого заблокированный хакерами. Но при этом власть никаких обещаний не дает, в контакты с протестующими не вступает: все до сих пор ждут официальной реакции В. Путина на события. ( Д. Медведев в своем блоге пообещал «разобраться с нарушениями»).

А, кроме того, власть собрала в Кремле на «тайную вечерю» творческую интеллигенцию, общественных авторитетов, просто популярных кумиров молодежи: Н. Михалкова, К. Собчак, Т. Канделаки, В. Шендерович, С. Доренко, М. Гельман, М. Радзиховский. Все эти деятели так или иначе влияют на умы и воображение тех, кто сегодня выходит на площади — через свои программы на телевидении, через свои концерты, свои книги и статьи, свои блоги и  свои фильмы. Фактически, Путин и его окружение  поступают умно: они  ведут переговоры  не с политиками, а с теми, кто реально может влиять на формирование взглядов и настроений продвинутой части на селения России. На остальную — непродвинутую часть — прекрасно влияет вертикаль власти и админресурс.

Власть адекватно оценила и проанализировала  происходящее на Болотной площади: выход на сцену лидера "Яблока" Сергея Митрохина встретили дружно-недовольным "У-у-у!" и дружно предложили: "Депутат, сдай мандат!" Был повод расстраиваться и у лидера нацболов Эдуарда Лимонова, который провел "альтернативный" митинг на площади Революции и даже не был задержан. Лимонов жаловался соратникам: "У меня украли революцию».  Тысячи граждан с изрядным скепсисом принимали выступления лидеров несистемной оппозиции, вроде Бориса Немцова или Евгении Чириковой.  Куда доброжелательней были встречены выступление  певицы Земфиры,  автора проекта "Гражданин поэт" Дмитрия Быкова, писателя Бориса Акунина и телеведущего Леонида Парфенова.

Именно  «духовных лидеров» пока хотят видеть и слышать россияне, а не политических деятелей. /> Это уже легче для команды Путина-Медведева, так как говорит, что настрой общества  не критичен для власти и не представляет для нее серьезной угрозы. Да Путина понемногу разлюбили, слой  его энергетической общественной подпитки уменьшается. Но немедленных изменений не будет: пока нет предмета диалога между обществом и властью. Кроме того, некому говорить с властью от имени протестующих: политиков митингующие освистали, а тех, кому верят, созвали к Суркову для беседы. Так что явного и признанного лидера у протестующих нет.  А значит, Майдана, «белой революции»,  и даже массовых отставок чиновников не будет.

.

Читайте также по теме