Елена Куликова
14:44 16/09/2014

Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги экономически необоснованно — эксперт

Поднятие тарифов помогает избежать махинаций, связанных с перекрестной системой субсидирования, однако это экономически необоснованно, так как тарифы — это не экономическая, а социально-экономическая категория.

Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявил директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко.

«Поднятие тарифов целесообразно, но экономически необоснованно. Целесообразно потому, что, к сожалению, у нас существует так называемое перекрестное субсидирование, когда тарифы для разных категорий потребителей — разные. У нас три категории потребителей: население, бюджет и другие – бизнес, промышленность. Такое существование трех видов тарифов создает основание для махинаций», — заявил А. Сергиенко.

Он отметил, что себестоимость производимой услуги дешевая, но она продается дорого для потребителей. 

«Теперь возникает другой вопрос — насколько обоснованы эти все повышения? И здесь мы видим колоссальную проблему. У нас система тарифообразования — принципиально неевропейская. Скажем так, азиатская. При расчете тарифов, особенно для монополистов, закладываются все валовые расходы предприятия. В естественных монополиях Европы так никогда не делают. Там всегда ставят планку. Верхнюю границу, выше которой тариф не может подниматься. Тарифы на коммунальные услуги — это не просто экономическая — это социально-экономическая категория. Она является компромиссом между возможностью покупать жилищно-коммунальную услугу и возможностью ее производить», — отметил А. Сергиенко.

Он объяснил, что такой подход к тарифообразованию заставляет производителя услуги снижать ее себестоимость. Если он снижает себестоимость ниже установленной планки, то разница «идет ему в карман».

«Это ему экономически выгодно: чем ниже себестоимость, тем он больше зарабатывает. И, конечно, там существует система стандартов, жесткая система ответственности. Если ты не оказал услугу, то к тебе применяются штрафные санкции, оказал некачественную услугу — штрафные санкции. Но, если монополист является прибыльной компанией, то он заинтересован в том, чтобы предоставлять услугу постоянно. Потому, что от этого зависит его прибыль», — резюмировал эксперт.

Читайте также по теме