Повышение температуры на нашей планете затрудняет взлет самолетов в определенных аэропортах, что создает еще одну проблему для гражданской авиации.
А по мере того, как периоды сильной жары становятся все более частыми, проблема может распространяться на большее количество рейсов, что вынуждает авиакомпании оставлять пассажиров на земле.
Об этом пишет CNN.
«Основная проблема, с которой сталкивается любой самолет при взлете, заключается в том, что самолеты очень тяжелые, и гравитация хочет удержать их на земле. Чтобы преодолеть гравитацию, им необходимо создать подъемную силу, то есть атмосферу, толкающую самолет вверх», — говорит Пол Уильямс, профессор атмосферных исследований в Университете Рединга в Великобритании.
«Подъемная сила зависит от нескольких факторов, но одним из наиболее важных является температура воздуха — и по мере нагревания воздух расширяется, поэтому количество молекул, способных толкать самолет вверх, уменьшается», — добавляет он.
По словам Уильямса, самолеты получают на 1% меньше подъемной силы при повышении температуры на каждые 3 градуса по Цельсию.
«Вот почему из-за сильной жары самолетам труднее взлетать, а в некоторых действительно экстремальных условиях это может стать вообще невозможным», — сказал он.
Проблема особенно актуальна в аэропортах на большой высоте, где воздух уже от природы разрежен, а также в аэропортах с короткими взлетно-посадочными полосами, из-за которых самолету остается меньше места для разгона. По словам Уильямса, если самолету требуется взлетно-посадочная полоса длиной 1980 метров при температуре 20 градусов по Цельсию, ему потребуется 2500 метров при температуре 40 градусов по Цельсию.
«Глобальное затишье»
Уильямс и его команда изучили исторические данные из 10 аэропортов Греции, для всех из которых характерны высокие летние температуры и короткие взлетно-посадочные полосы. С 1970-х годов исследователи обнаружили потепление на 0,75 градусов по Цельсию за десятилетие.
«Мы также обнаружили уменьшение встречного ветра вдоль взлетно-посадочной полосы на 2,3 узла (4,25 км/ч, — УНИАН) за десятилетие. Встречный ветер полезен для взлетов, и есть некоторые свидетельства того, что изменение климата вызывает то, что называется «глобальным затишьем», поэтому кажется, что ветер замедляется», — сказал Уильямс.
Затем команда поместила эти значения температуры и встречного ветра в калькулятор взлетных характеристик самолетов различных типов, включая Airbus A320 — один из самых популярных самолетов в мире.
«Мы обнаружили, что максимальный взлетный вес снижается на 280 фунтов (127 кг) каждый год — это примерно эквивалентно весу одного пассажира плюс его чемодан, а это означает, что каждый год можно перевозить на одного пассажира меньше», — говорит Уильямс.
С момента своего появления в 1988 году и до 2017 года максимальная взлетная масса A320 должна была снизиться более чем на 3,6 тысяч килограмм в национальном аэропорту острова Хиос, основном аэропорту в исследовании, длина взлетно-посадочной полосы которого составляет чуть менее 5000 футов (1500 метров).
Лондонский аэропорт Сити, расположенный в финансовом районе столицы Великобритании, также имеет взлетно-посадочную полосу длиной чуть менее 1500 метров. Во время жары в 2018 году более десятка рейсов были вынуждены оставить пассажиров на земле, чтобы безопасно взлететь. Во время одного из рейсов таких собралось до 20 человек.
В 2017 году десятки рейсов были полностью отменены в течение нескольких дней в международном аэропорту Скай-Харбор в Финиксе, поскольку температура достигла 48,8 градусов по Цельсию, что превышает максимальную рабочую температуру для многих пассажирских самолетов.
Исследование Колумбийского университета прогнозирует, что к 2050 году типичный узкофюзеляжный самолет, такой как Boeing 737, будет подвергаться повышенным ограничениям по весу от 50% до 200% в летние месяцы в четырех крупных аэропортах США: Ла-Гуардиа (Нью-Йорк), Национальный аэропорт Рейгана (Вашингтон), Международный аэропорт Денвера и Скай-Харбор (Финикс, Аризона).
К счастью, авиакомпании не бессильны перед этой проблемой, говорит Уильямс. «На столе лежит множество решений. Можно было бы планировать вылеты вдали от самой жаркой части дня, с большим количеством вылетов рано утром и поздно вечером, что является тактикой, уже используемой в жарких регионах, таких как Ближний Восток», — отмечает он.
По словам Уильямса, более легкие самолеты также менее подвержены этой проблеме, поэтому это может ускорить внедрение композитных материалов, таких как углеродное волокно, для изготовления корпусов самолетов.
В то же время такие производители, как Boeing, уже предлагают «горячую и высокую» опцию на некоторых своих самолетах для авиакомпаний, планирующих широко использовать их в высокогорных аэропортах с высокой температурой. Эта опция обеспечивает дополнительную тягу и увеличенные аэродинамические поверхности, чтобы компенсировать потерю подъемной силы, без изменения дальности полета или пассажировместимости.
Конечно, более радикальным подходом было бы удлинение взлетно-посадочных полос, хотя это возможно не во всех аэропортах.
В некоторых случаях, когда ни одно из этих решений не применимо, пассажирам просто придется отказаться от полета. Но, по словам Уильямса, это останется нишевой проблемой, по крайней мере, в ближайшем будущем. «Ситуация, когда людей, которых снимают с рейсов из-за слишком жаркой погоды, редкость и будет редкостью. Большинство самолетов никогда не достигают максимального взлетного веса, поэтому это происходит в исключительных случаях — в основном в аэропортах с короткими взлетно-посадочными полосами, на большой высоте и летом», — говорит он.
Однако долгосрочное будущее может быть более трудным, добавляет Уильямс: «Я не думаю, что это станет серьезной головной болью для отрасли, но я действительно думаю, что есть убедительные доказательства того, что ситуация будет только ухудшаться».
Напомним, на днях в Греции на днях вспыхнуло несколько лесных пожаров на фоне высоких температур воздуха.
Ранее в швейцарских Альпах произошел лесной пожар.
До того в Чехии произошел масштабный лесной пожар.
В Вене запретили готовить в лесах барбекю из-за риска пожаров.