Сегодня, 16 июня, в первую пятницу Петрова поста, православные верующие чтут память преподобного Варлаама Хутынского.
Варлаам Хутынский родился в богатой и знатной новгородской семье. Юношей принял монашеский постриг, а затем ушел с другими боярами-друзьями на холм Хутынь (худынь — худое место) у реки Влхов в десяти верстах от Новгорода, построил там каменную церковь Спаса Преображения, основал монастырь и стал его игуменом.
Сохранилась данная (вкладная) грамота Варлаама Хутынского, написанная на пергаменте. По этой грамоте игумен передал основанному им монастырю пахотную землю, сенокосы и другие угодья двух принадлежавших ему сел, в том числе и территорию, на которой находился монастырь.
Основной источник сведений о Варлааме Хутынском — новгородские летописи и житие святого, сохранившееся в многочисленных списках более 10 его редакций. Оно повествует о том, как святой вел внутреннюю борьбу, терпел злобу врагов видимых и невидимых, наконец, достиг бесстрастия и начал принимать посетителей "для поучения и исцелений" и даже воскресил умершего. Все это очень похоже на жития древних аскетов-подвижников Египетской пустыни близ Фив, вошедшей в историю под именем Фиваиды.
Варлаам Хутынский не был ни первым монастырским строителем в Новгороде, ни первым новгородским святым. Но его посмертное почитание в Новгородской земле было так же велико, как почитание преподобного Сергия Радонежского на Москве. С именем новгородского заступника связано множество легенд, записанных в XV веке, а в эпоху борьбы Новгорода с Москвой его мощи давали чувствовать свою силу москвичам, презрительно относившимся к новгородским святыням, и даже самому Ивану Грозному.
Перед кончиною преподобного в 1193 году вернулся из Константинополя его друг Добрыня Адрейкович, в монашестве Антоний, который в юности подвизался в Хутынском монастыре, а в 1087 году был послан в к Вселенскому патриарху Анфиму. Вернулся он в день кончины преподобного Варлаама, который провидел его возвращение и успел назначить его своим преемником. Потом, отказавшись от игуменства, преподобный Антоний, подобно ученикам преподобного Сергия Радонежского, основал в лесу возле Тихвина на высокой горе над озером свою, Дымскую обитель.
Местное почитание Варлаама Хутынского в Новгороде началось с XIII века.
Мощи святого по-прежнему лежат под спудом в Спасо-Преображенском соборе. Первая рака над гробом была, по-видимому, деревянной и обгорела при пожаре, а когда монастырь захватили шведы, они сняли с нее "139 гривенок серебра и жемчуг". В 1639 году устроили серебряную раку, украшенную "басменным тиснением". В 1851 году ее заменили новой серебряной ракой, которую в 1922 году большевики отправили на переплавку. Чудом сохранились принадлежавшие Варлааму Хутынскому риза, стихарь, поручи, крест и епитрахиль.
Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в его соборе еще совершались богослужения. А во время Великой Отечественной войны обитель была разрушена и более 40 лет лежала в руинах, пока в начале 1990-х ее не вернули церкви. С 1994 года это — действующий женский монастырь.
К 2003 году в Хутынском монастыре восстановили трапезный храм во имя преподобного Варлаама, в Преображенском соборе устроили новую серебряную раку над мощами преподобного, а на горке, где, по преданию, стояла келья святого, построили деревянную часовню и сень над колодцем, вырытым преподобным.