Лига арабских государств (ЛАГ) не справляется со своей основной функцией – поддержанием мира и стабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а посему должна либо быть реформирована, либо вообще прекратить свое существование. С таким сенсационным заявлением в Каире выступил генеральный секретарь ЛАГ Набиль аль-Араби. Дипломат уверен, что структура полностью себя изжила. Эти слова уже вызвали в международном сообществе эффект разорвавшейся бомбы и поставили под угрозу целый ряд миротворческих программ, по меньшей мере, в десяти странах мира.
Произошло нечто странное. Нечто, находящееся за гранью понимания даже самых именитых политологов, аналитиков-обозревателей, и, наконец, футурологов. Лидер одной из влиятельнейших мировых организаций фактически попытался подвести черту под ее деятельностью. «Мне кажется, что Лига арабских государств оказалась на перепутье, — сказал Набиль аль-Араби, действующий Генсек ЛАГ. – На практике ни одно из решений, ни одна рекомендация возглавляемой мною структуры, за последние полгода не возымели своего действия». И далее — по тексту: «Хуже того, целый ряд стран-участников открыто показывает свое пренебрежение нашими резолюциями, словно таковые не являются обязательными для исполнения». В это самое время оператор каирской телерадиокомпании, записывающий заявление аль-Араби, случайно проронил фразу, которая впоследствии пропала из эфира телевизионного, но очень хорошо зафиксировалась в радиоэфире: «Так может говорить либо гений, либо сумасшедший!».
Как бы то ни было, а ничего гениального или безумного в речи Генсека Лиги нет. Скорее, это – грустная констатация факта. Образно выражаясь, сегодня аль-Араби оказался в той же ситуации, в которой 11 сентября 2001 года оказался мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. В первый момент после падения «Башен-Близнецов» Джулиани сказал, что именно он «не усмотрел» и «не уберег» своих сограждан, как градоначальник. «Я ничего не смог поделать с угрозой экстремизма, — подчеркнул, в частности, он. – Но хочу надеяться, что на мое место придут те, кто никогда не допустит атак на мирные города». «Как руководитель, я ничего не смог сделать для Северной Африки, дабы в ее страшные времена от экстремистов были очищены Тунис, Египет и Ливия, — сегодня фактически вторит ему Набиль аль-Араби. – Все то, что происходит сейчас в регионе, могут исправить только специалисты новой формации».
Возможно, аль-Араби по-своему лукавит, или, если так можно выразиться, занимается банальным самобичеванием. Лично у него, вступившего в должность Генерального секретаря ЛАГ в марте нынешнего года, просто физически не было времени сконцентрировать все свои силы и энергию на контроль над реализацией новых документов структуры. Как-то уж само собой получилось, что именно весной 2011-го так называемая «Арабская Африка» пережила «парад революций»: практически в одночасье пали формировавшиеся годами государственные органы Туниса и Каира, определенный удар был нанесен по репутации Омана, и под угрозой выживания оказалась вертикаль власти в Сирии. Но вот ведь в чем дело – именно Лига Арабских Государств в этой самое время активно пыталась не допустить того, что западные дипломаты называют «очищением кровью». Так, например, в одной из рекомендаций ЛАГ по Тунису было сказано буквально следующее: «Президент Тунисской республики должен проявить политическую дальновидность и дать протестующим возможность высказаться». Эта рекомендация была выполнена, следствием чего стала относительно бескровная (в отношении региона. – Д.Б.) смена власти в стране.
А вот далее события для Лиги развивались и впрямь отнюдь не так предсказуемо. Свержение президента Египта Хосни Мубарака, гражданская война в Ливии, покушение на главу йеменского государства Али аль-Салеха, попытка «третьих сил» дискредитировать лидера Сирии Башара Асада – для реакции на весь этот водоворот новейшей арабской истории у дипломатов и политиков ЛАГ попросту не было времени.
Дальше – больше. История на Ближнем Востоке, произошедшая в конце августа нынешнего года, когда израильские военные по ошибке расстреляли египетских пограничников, приняв их за палестинских боевиков, поставила на профпригодности Совета Лиги огромный вопросительный знак. Беснующаяся толпа разгромила посольство Израиля в Каире – столице государства, до сих пор считающегося израильтянам дружественного. Кадры телевидения Египта показали, как с какой-то нечеловеческой злостью человек из пресловутой толпы пишет на бетонных ограждениях уже горящего дипломатического ведомства фразу: «На все воля Аллаха». При этом слово «воля», в арабском языке имеющем тройной смысл – «радость – расположение – желание», было написано с ошибкой. Получилось очень нехорошее слово, которое и упоминать-то стыдно.
Но дело даже не в этом. Весь этот «стыд» и взял на себя Набиль аль-Араби. Трудно охарактеризовать такой поступок. Но ведь после американской трагедии десятилетней давности Нью-Йорк не прекратил своего существования, как мегаполис, и Рудольф Джулиани, которого аль-Араби называет своим «хорошим наставником» — типичный пример выживания в экстренных ситуациях.
«Сейчас можно абстрагироваться от любых «громких» словосочетаний, — сказал в интервью агентству Голос.UA специалист по вопросам Ближнего Востока, профессор Висконсинского университета Роберт ди Соуза. – перед Лигой арабских государств возникли те обстоятельства, которые можно охарактеризовать как «предлагаемые». ЛАГ получила предложение доказать, что ситуацию в Северной Африке и на Ближнем Востоке можно и нужно контролировать». Иными словами, если не ЛАГ, то кто же будет гарантом регионального спокойствия, сказал собеседник агентства.
Как будет развиваться деятельность ЛАГ в будущем – пока не известно. Но ясно одно: именно сегодня Лигу ждет новое испытание в форме обсуждения в ООН вопроса независимости Палестины. Испытание, которое сможет выдержать только сильная ЛАГ.