Юлия Гайдина
09:48 07/08/2015

Предложенная система местных выборов ограничивает возможность ротации политических элит — эксперт

Система местных выборов, предложенная принятым законом "О местных выборах", ограничивает возможность ротации политических элит.

Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил советник по правовым вопросам Международной фундации избирательных систем, эксперт, эксперт Реанимационного пакета реформ по вопросам реформы избирательного законодательства Денис Ковриженко. 

Он назвал несколько существенных недоработок закона "О местных выборах", который сегодня подписал Президент Украины Петр Порошенко. 

"Это не система открытых списков. Она, понятное дело, не отвечает коалиционному соглашению, потому что фактически избиратель непонятно за что голосует. В бюллетене указывается название политической партии, номер в списке и кандидат, который прикреплен к соответствующему территориальному округу", — пояснил эксперт. Поскольку кандидат, отмечает он, по сути один от каждой партии, "то это не система списков, а значит и нет открытых списков".

Второе на что обратил внимание Д.Ковриженко: система, прописана в законе, благоприятна для применения админресурса и подкупа избирателей. 

"Потому что для того, чтобы кандидату переместиться в финальном списке кандидатов, который составляется уже после выборов в соответствии с результатами голосования в каждом из территориальном округов, ему в свою поддержку нужно получить как можно больше голосов. Соответственно, это побуждает кандидатов максимально активизировать поддержку избирателей и нарушать избирательное законодательство", — считает Д.Ковриженко.

Он отмечает, что последствия применения предложенной избирательной системы не прогнозируемы как для самих кандидатов, так и для избирателей. 

"По этой системе возможна ситуация, когда в округе вообще никто не будет избран из депутатов, потому что голоса избирателей будут рассеяны между разными кандидатами. В итоге кандидаты, при составлении окончательных  списков соответствующих партий, попадут в конец списка. Может быть и другая ситуация, когда в одном округе будет избрано несколько кандидатов вместо одного. И еще одна ситуация: если популярный кандидат, который выдвигался политической партией, которая не преодолела избирательный барьер 5%, даже получив 60% или 70% поддержки избирателей, не пройдет в соответствующий местный совет, а вместо него пройдет кандидат, за которого избиратели не голосовали", — проанализировал Д.Ковриженко.

Эксперт отмечает, что, поскольку самовыдвижение предусмотрено только на уровне выборов депутатов сел и поселков, а также — на выборах сельских, поселковых и городских глав, то в общем "ротации политических элит довольно ограничены". 

"Право на голосование на остальных выборах принадлежит исключительно местным партийным организациям", — подчеркивает эксперт.

Он также напомнил, что принятым законом не предусмотрено никаких ограничений касательно совершения предвыборной агитации, касательно размещения политической рекламы. 

"Мы уже наблюдаем по Киеву, что много кандидатов фактически  начали скрытую предвыборнуя агитацию, в которую вкладывают ресурсы, которые потом даже в отчетах не будут отражать", — отметил эксперт.

По мнению Д.Ковриженко, "отсутствие любого регулирования агитации или ограничений на размеры избирательных фондов, усиливает зависимость партий и кандидатов". 

"Система создает питательную почву для политической коррупции. Потому что кандидату, чтобы выдвинуться в нужном округе, нужно сперва договориться с определенной партией об этом. Но у кандидата нет собственного избирательного фонда. То,с сколько денег будет выделено на ведение его кампании, решает политическая партия, а не кандидат. В некоторых случаях придется его решать путем теневых договоренностей с партийным руководством, которое перечислит кандидату деньги на ведение своей кампании", — пояснил эксперт.

Читайте также по теме