09:04 06/04/2017

Премьера оперы «Флория Тоска»: На чем сердце успокоится

Страна сегодня переживает собственную трагедию, казалось бы, зачем нам смотреть на чужие страдания? А вот и нет!  В Национальной опере Украины поставили такой спектакль, который хотя бы на короткое время  заставит забыть об окружающей действительности и с головой уйти в страсти театральные.

Об этом в своей рецензии пишет Кристина  Кузнецова.

31 марта на сцене Национальной оперы Украина состоялась незабываемая премьера оперы Джакомо Пуччини «Флория Тоска». Думаю, что не слишком ошибусь, предположив, что этот музыкальный шедевр режиссер-постановщик Анатолий Соловьяненко создавал с «прицелом» на уникальную и желанную для многих театров солистку — украинскую оперную приму Людмилу Монастырскую.

Каждый раз, выходя в той или иной партии на родную сцену, будь то леди Макбет, Абигайль, Аида, эта певица просто не может оставить публику равнодушной. Казалось бы, после ее леди Макбет в блистательной вокальной интерпретации, когда Монастырская наглядно продемонстрировала, что такое подлинная «музыкальная драма» и как на самом деле ее нужно «читать», публику уже трудно удивить.

Но время доказывает ошибочность этого суждения. То, что Людмила Монастырская показала в Тоске – явный пример того, что певица находится сегодня в потрясающей форме, безупречно владеет голосом, с легкостью, искусно и без малейшего напряжения управляет его силой и тембром. Да и опыт сотрудничества с музыкантами мирового уровня, участие во множестве иностранных постановок со звездными составами, дает о себе знать.

Но, не будем забегать вперед.

Премьерная «Флория Тоска» создана по случаю (25-летие дипломатических отношений между Украиной и Итальянской республикой, и к 60-летию Римского договора – предтечи Евросоюза). К тому же постановка — очередной блистательный пример «креативной коалиции» Национальной оперы, Итальянского посольства и Итальянского института культуры в Украине.

Как правило, подобный формат культурных связей подразумевает, что в постановке помимо отечественных музыкантов задействованы и итальянские коллеги. Как это было в разные годы, например, с режиссером-постановщиком Итало Нунциата, воплотившим на сцене Национальной оперы ряд репертуарных постановок, дирижером Даниэле Аджиманом, басом Рикардо Дзанеллато, тенором Алессандро Д’Акрисса… Для нового спектакля на роль возлюбленного главной героини Тоски – художника Марио Каварадосси, был приглашен итальянский тенор Вальтер Борин.

В роли коварного барона Скарпиа – властного харизматичного рыцаря «без страха, но с упреком» предстал солист Национальной оперы Украины Александр Мельничук (баритон). 

Для создания спектакля привлекли главные творческие единицы Национальной оперы, ее слаженную постановочную команду: режиссера Анатолия Соловьяненко, художника Марию Левитскую, дирижера Николая Дядюру и хормейстера Богдана Плиша.

Мария Левитская создала прекрасные декорации, которые иллюстрируют эпоху начала XIX века – 1800 год, когда еще жив вечный Рим и не поблекли его великие ценности. Костюмы тоже сыграли свою магическую роль. 

Опера «Тоска» давно и прочно утвердилась в репертуаре многих театров. Только на киевской сцене она узнала восемь интерпретаций. В ней сложилось все, что нужно для громкой и главное, эффектной постановки, которой не страшны годы.

Этой оперой Пуччини в очередной раз подтвердил статус первоклассного композитора, который не просто любил театр, но и понимал основные законы драматургии. Потому и оркестр под управлением Николая Дядюры следовал основным идеям композитора, шел за текстом, не пытаясь главенствовать, хотя партитура настолько блестяща, что непросто избежать такого соблазна.

Сегодня сложно  сказать, будет ли «Флория Тоска» претендовать на лучший спектакль сезона (это уж пусть зритель рассудит), но то, что она станет яркой звездой театрального небосклона, сомнений нет.

Читайте также по теме