Информация о премии в миллион долларов тому, кто разработает вакцину от коронавируса, что пообещал президент Зеленский, свидетельствует об отсутствии государственной политики в науке и вообще понимания науки в целом у высших должностных лиц.
Такое мнение в комментарии ГолосUA рассказала микробиолог, старший научный сотрудник Института молекулярной биологии и генетики НАН Украины Елена Мошинец.
«Сама постановка задачи абсолютно несерьезна и не соответствует масштабу государственного мышления. Заплатить за разработанную вакцину нельзя, так не делает никто в мире. Во всем мире и даже в частном секторе научных разработок всегда ставятся стратегические задачи и выделяются под это финансы. Представители Минздрава должны были обратиться к Национальной академии наук и Национальной медицинской академии наук с запросом, что ученые могут предложить для решения проблемы коронавирусной инфекции в Украине, начиная от диагностики, заканчивая терапией и профилактикой. Но они не знают и не интересуются, есть ли в Украине эксперты, способные для разработки вакцины, имеющие связи с коллективами, разрабатывающими вакцины. Возможно, мы могли бы присоединиться к этим разработкам. Задачи вообще должны решаться не так. Нельзя предлагать вознаграждение за выполненную работу. Работа должна быть профинансирована. Нужно предлагать финансы для решения поставленных задач», – сказала Е. Мошинец.
Эксперт считает, что в Украине вряд ли кто-то возьмется за разработку вакцины в ожидании получить премию от президента.
«Это непонимание того, как в современном мире решаются проблемы, новые проблемы и вызовы. Нельзя выдавать вознаграждение за преодоленные рекорды. Это не Олимпиада, мы не можем натренироваться и взять высоту. Это наука и технологии. Они или есть, или их нет. Или есть оборудование для реализации технологий или нет. Такое вознаграждение не найдет в Украине своего получателя, потому что никто в Украине не возьмется за разработку вакцины, ожидая премии за ее разработку», – подчеркнула Е. Мошинец.
В Украине отсутствует научная материальная база, чтобы выиграть гонку в разработке вакцины от коронавируса.
«Разумеется. Именно поэтому прежде чем предлагать такое вознаграждение, нужно было бы уточнить, что мы можем. Мы очень много потеряли за 30 лет в развитии национальной науки, если это можно считать развитием. Скорей, это была деградация советской науки. Возможно, мы можем сделать что-то другое, например, разработать диагностический тест. Это мы можем, и такие специалисты у нас еще есть», – резюмировала Е. Мошинец.