Международное признание «Республики Крым» будет расценено, как нарушение норм международного права.
Об этом сообщает пресс-служба МИД Украины, комментируя постановление «О независимости Крыма» от 17 марта 2014.
« 17 марта 2014 нелегитимным составом Верховной Рады Автономной Республики Крым было принято постановление «О независимости Крыма». В связи с этим Министерство иностранных дел Украины заявляет следующее:
1. Верховная Рада Автономной Республики Крым, приняв постановление от 6 марта 2014 №1702-6/14 «О проведении общекрымского референдума», нарушила конституционный принцип территориальной целостности Украины и вышла за пределы своих полномочий, установленных Конституцией Украины, Конституцией АР Крым и другими законодательными и нормативно-правовыми актами.
Факт нарушения был четко установлен Конституционным Судом Украины, который в решении от 14 марта 2014 №2-рп/2014 признал упомянутое постановление неконституционным, в результате чего оно потеряло силу.
2. Учитывая решение Конституционного Суда Украины, 15 марта 2014 Верховная Рада Украины приняла постановление №891-VII, которым постановила досрочно прекратить полномочия Верховной Рады АР Крым, в результате чего последняя потеряла всякую легитимность.
3. Несмотря на правомерные действия Украины как территориального суверена под юрисдикцией которого находится АР Крым, самопровозглашенная власть Крымского полуострова 16 марта 2014 провела плебисцит, который нарушает не только действующее законодательство Украины, но и фундаментальные нормы международного права, закрепленные в Уставе ООН, Уставе Совета Европы, Заключительном акте СБСЕ 1975 и других итоговых документах СБСЕ / ОБСЕ, Соглашении о создании Содружества Независимых Государств с 1991 и т.д.
Многочисленные доказательства, включая материалы фото-и видеосъемки, свидетельства очевидцев событий, в том числе граждан иностранных государств, доказывают, что условия проведения так называемого «референдума» не соответствовали демократическим стандартам проведения референдумов, которые были разработаны в рамках ОБСЕ и Совета Европы.
Серьезные предостережения относительно свободного волеизъявления населения этого региона Украины вызывает также тот факт, что с 26 февраля 2014 АР Крым de facto находится под оккупацией военных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации.
4. Опираясь на результаты этого псевдодемократического «волеизъявления», Верховная Рада АР Крым, полномочия которой были прекращены конституционным способом, 17 марта 2014 издала постановление, где «провозгласила Крым независимым суверенным государством, в котором город Севастополь имеет особый статус», и обратилась к Организации Объединенных Наций и всем государствам с призывом «признать независимое государство, созданное народами Крыма».
5. Учитывая то, что независимость Крыма была провозглашена нелегитимным органом по результатам антиконституционного референдума, проведенного с вопиющими нарушениями общеевропейских норм и стандартов проведения референдумов, Министерство иностранных дел Украины обращается ко всем членам международного сообщества с настоятельной просьбой воздержаться от международного признания «Республики Крым».
6. Министерство иностранных дел Украины отмечает, что в современном международном праве общепринятой является обязанность государств не признавать самопровозглашенные псевдогосударственные образования или любую ситуацию, связанную с их существованием, если они являются результатом противоправного применения силы. Opinio juris по этому вопросу неоднократно высказывалось в конвенционных и декларативных международных договорах, в практике государств, арбитражных и юрисдикционных органов.
7. Провозглашение независимости «Республики Крым» является непосредственным следствием применения против Украины силы и угрозы со стороны Российской Федерации, что, учитывая статус России как ядерной державы, имеет особо опасный характер как для территориальной целостности и независимости Украины, так и для международного мира и безопасности в целом.
Проявлением применения против Украины силы и угрозы силой стала военная оккупация подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации Автономной Республики Крым за две недели до проведения плебисцита.
Соответственно, Министерство иностранных дел Украины утверждает, что на основании обычаев нормы международного права у членов международного сообщества возникло обязательство не признавать Крым как субъекта международного права, в том числе не признавать никакой ситуации, договора или договоренности, которые могут быть созданы или достигнуты в отношении этой территории.
8. Министерство иностранных дел Украины отмечает, что нарушение этого обязательства, то есть международное признание «Республики Крым», провозглашение которой лишено как конституционного, так и международно-правовой основы, будет означать, что субъекты такого признания, в свою очередь, совершают международно- противоправный акт, нарушая фундаментальные нормы международного права и общепризнанные принципы общежития государств».