Закрытие уголовных дел в Украине может оказаться выгодно большей части украинского политического класса и тем, кто позиционирует себя реформаторами и сторонниками борьбы с коррупцией.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA рассказал политолог Алексей Якубин.
«Выгодополучатели от закрытия уголовных дел о незаконном обогащении, как это ни странно, не только те, кто публично выступал против статьи о незаконном обогащении и против антикоррупционного органа. Внутри вот этого «фан-клуба» антикоррупционных органов, у них самих «рыльца в пушку» и, по факту, получается, что и у многих представителей правоохранительных структур – у тех, кто наоборот должны были быть прозрачными и примером для подражания», — считает Алексей Якубин.
По его мнению, даже если вновь и примут статью о незаконном обогащении, то в этом случае уже заново нужно будет проводить расследование. И, как считает политолог, парадокс в том, что это кажется выгодно как критикам этой статьи, так и её защитникам.
«Решение Конституционного суда означают, что эти дела просто закрываются, и их снова открыть в таком же формате уже не получится. Даже если примут новую статью, ближе к парламентским выборам, то нужно будет проводить заново расследование, заново собирать данные, потому, что просто открыть по горячим следам дела уже закрытые не удастся. Парадокс в том, что это кажется выгодно как критикам этой статьи, так и её защитникам. По факту, выгодополучателями оказалась большая часть украинского политического класса и даже те, кто себя позиционирует реформаторами и сторонниками борьбы с коррупцией», — рассказал политолог.
По факту получается, что решением Конституционного суда НАБУ и САП закрыли свои «хвосты», которые позже всё равно были бы выявлены в судах.
«Наши государственные чиновники вызывают множество вопросов, с точки зрения их богатства, стиля жизни и способа жизни. Но даже когда происходили те дела, там было больше пиара, чем реального расследования, потому что те же НАБУ и САП часто совершали очень много процедурных ошибок. А теперь получается, что решением Конституционного суда они и для себя закрыли эти хвосты, которые бы стопроцентно потом все равно вылазили бы в судах», — сказал А.Якубин.
Политолог также добавил, что миллиарды гривен, выделяемые для работы антикоррупционных органов, были потрачены зря, так как результаты их работы, которую они ярко позиционировали – мягко говоря, не впечатляют.
«Эти антикоррупционные органы, в основном, получают бюджетные средства. Изначально эти общественные организации получали американские и европейские гранты, в том числе датские, скандинавские, которые были как «пояс защиты» создания этих структур. Но сейчас это миллиарды гривен, которые идут на наши антикоррупционные органы. А по факту получился «пшик» всей вот этой работы, которую они так яростно позиционировали и, более того, теперь они даже поменяли риторику, приводя в пример Румынский похожий антикоррупционный орган», — резюмировал Алексей Якубин.
Напомним, уголовную ответственность за незаконное обогащение ввели в 2015 году. Это было одним из требований Евросоюза во исполнение Плана действий по визовой либерализации, а также одним из обязательств Украины перед МВФ, закрепленным меморандумом.
В декабре 2017 года 59 депутатов Рады попросили Конституционный суд признать неконституционным привлечение чиновников к уголовной ответственности за незаконное обогащение. Представителем группы инициаторов был депутат Павел Пинзеник («Народный фронт»). Кроме него, среди инициаторов значились депутаты Максим Поляков и Евгений Дейдей, подозреваемые в незаконном обогащении и получении неправомерной выгоды.
26 февраля 2019 года Конституционный Суд все-таки отменил статью Уголовного кодекса о незаконном обогащении.
На днях на заседании антикоррупционного комитета Верховной Рады заместитель генерального прокурора — специализированный антикоррупционный прокурор Назар Холодницкий распорядился закрыть все уголовные производства о незаконном обогащении до 28 марта.