Сердечно-сосудистые заболевания – это огромный перечень препаратов, а в списке программы Кабмина «Доступные лекарства» их ограниченное количество, следовательно, мы не охватываем ни одного конкретного заболевания, и мы никак не можем отследить ключевые индикаторы — смертность, распространенность, инвалидность. А сердечно-сосудистые заболевания – это лидеры по всем показателям.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA рассказал заслуженный работник фармации Украины, вице-президент Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины Виктор Чумак.
«В списке программы Кабмина «Доступные лекарства» следует выделить два аспекта. Во-первых, какие заболевания охватывает список, какое количество людей страдают от этого заболевания и получат ли они эти медпрепараты. Второй аспект — действительно ли получит пациент лекарство бесплатно. В списке «Доступные лекарства» мы видим одну нозологию сердечно-сосудистые заболевания, которая включает ряд конкретных болезней и два конкретных — диабет и бронхиальную астму. Сердечно-сосудистые заболевания – это огромный перечень препаратов, а в списке их ограниченное количество, следовательно, мы не охватываем ни одного конкретного заболевания, и мы никак не можем отследить ключевые индикаторы — смертность, распространенность, инвалидность. А сердечно-сосудистые заболевания – это лидеры по всем показателям. Второе по значимости заболевание — это диабет 2 типа. У нас их больше миллиона и более 80% диабетиков нуждаются в сахаро-снижающих препаратах. Но каких? Основных три! Нам не хватило еще Глимепирида, на котором сидят около 40% больных. А людям предлагают только Метформин и Гликлазид. В дополнительном списке проекта Нацперечня добавили Глибенкламид, который эндокринологи давно уже не назначают из-за побочных эффектов. Таким образом, диабет тоже не охватывается списком. Что касается астмы – это важно с гуманитарных соображений, поскольку цены на эти препараты баснословные, но относительно ограниченное количество больных никак не повлияют на индикаторы здравоохранения», — объяснил эксперт.
По его словам, согласно решению Правительства, на дорогие препараты, стоимость которых не компенсируется, устанавливается торговая наценка на уровне 25%. А на дешевые препараты, которые компенсируются государством в рамках программы «Доступные лекарства», устанавливается торговая наценка в размере 15%.
«Т.е. установлен прямой стимул торговать только дорогими! Если говорить о сердечно-сосудистых препаратах – то конкуренция тут огромная, ведь заболевание слишком распространенное, и автоматически цены на эти лекарства ниже. Поэтому, если предлагаются лекарства по 10 гривен, то аптека получит всего 1,50 грн дохода. Если рекомендовать пациенту препарат за 100 грн, который он самостоятельно оплачивает, то аптека заработает 25 гривен. И какие лекарства в итоге будет продавать аптека? По данным Правительства, к проекту «Доступные лекарства» присоединились 6000 аптек, хотя по факту — всего лишь 3000 из 25 000. Поэтому сейчас аптеки стали перед дилеммой – утонуть в убытках, или умрет программа Кабмина. Немаловажно, что деньги аптека получает не сразу, а потом, когда Правительство решит «отблагодарить» аптеку», — подчеркнул В.Чумак.
Эксперт добавил, что есть еще одна проблема, о которой предупреждал Антимонопольный комитет, на что Правительство не обратило внимания. А предупредили о том, что доходы аптечных сетей состоят из торговой наценки 25%, и маркетинговой услуги, которая фиксируется на уровне 30%.
«Это откат хозяину аптечной сети за то, чтобы он взял медпрепараты для реализации. Итого доход – 55%. И кто будет работать на 15%, которые он получит в перспективе? Таким образом, часто в аптеках говорят, что у них отсутствуют бесплатные лекарства из правительственной программы. В то же время склады фармацевтических предприятий забиты дешевыми препаратами, и они несут колоссальные убытки», — резюмировал В.Чумак.
Напомним, ранее сообщалось, со следующего года правительство планирует расширить перечень заболеваний, на которые будет распространяться программа «Доступные лекарства».