Программу обеспечения молодежи жильем, инициированную государством и направленную на улучшение жилищных условий для молодых семей, можно считать окончательно сорванным по вине государства.
Такой вывод сделала Коллегия Счетной палаты по результатам аудита эффективности выполнения государственных программ по обеспечению молодежи жильем, сообщили в пресс-службе органа.
Благодаря работе Фонда содействия молодежному жилищному строительству на протяжении 2002-2010 годов новоселье ежегодно праздновали лишь 2,8% молодых семей, которые были на квартирном учете.
Согласно выводам Счетной палаты, за девять лет Государственная программа обеспечения молодежи жильем на 2002-2012 года недофинансирована из госбюджета более чем на 790 млн. грн, объемы введенного в эксплуатацию жилья составили всего 12%. от запланированных, в результате чего 3 тыс. молодых семей не получили жилье. Особенно безнадежное положение молодежи в сельской местности, где жилье получили только две семьи, а также научно-педагогических и педагогических работников. Счастливый билет на льготное кредитование за этот период получили лишь 132 человека, или 0,5%. Не созданы условия для развития молодежных жилых комплексов и социотехнополисов.
Вследствие неудовлетворительного управления средствами и ресурсами со стороны фонда и его наблюдательного совета инвестирования 140 млн. грн. кредитных ресурсов в строительство, степень готовности которого был фактически "с нуля", привело к "замораживанию" объектов и движения незавершенного строительства.
За значительных объемов не завершенного к началу 2011 года постройки, в которое вложено кредитные и собственные средства молодежи в сумме свыше 227 млн. грн, не смогли своевременно получить жилье или вернуть средства 1080 молодых семей.
В 2009 году было приостановлено заключение договоров на частичную компенсацию процентов по кредитам коммерческих банков, а осуществлялось только погашения обязательств по ранее заключенным договорам. Полное погашение обязательств, а это 570 млн. гривен, состоится менее в 2020 году.
Кроме того, фонд ни разу не проводил предусмотренной его уставом экспертизы ценообразования молодежного строительства для определения целесообразности заключения договоров на строительство. Как следствие, стоимость строительства, инвестируемого за счет кредитов, предоставленных молодым семьям из бюджета, превышает опосредованную стоимость почти в 1,5 раза.
При отсутствии надлежащего контроля со стороны Кабинета Министров Украины как основателя фонда, в результате формальной работы наблюдательного совета, фонд из государственного специализированного финансового учреждения превращается в коммерческую ипотечное учреждение с развитой инфраструктурой и возможностями привлечения бюджетных средств.
Статус фонда не идентифицируется в действующем нормативно-правовом поле и остается неопределенным. Благодаря этому фонд избегает уплаты налогов, установленных для самоокупаемых учреждений, и отнесения на результаты деятельности убытков, вызванных неэффективными управленческими решениями по инвестированию кредитных ресурсов, перекладывая убытки от их невозврата и обесценивания на госбюджет. /> «Постепенно этот фонд с уставным капиталом, который формирует правительство, дрейфует в сторону чисто коммерческого фонда, который не имеет к льготного молодежного кредитования никакого отношения, а лишь использует государственные деньги. Кабинету Министров необходимо рассмотреть целесообразность существования такого фонда», — отметил на Коллегии Председатель Счетной палаты Валентин Симоненко.
В прошлом году стартовала еще одна Государственная целевая социально-экономическая программа строительства (приобретения) доступного жилья на 2010 — 2017 годы, которая тоже не добавляет оптимизма. Правительством не создано организационных предпосылок ее внедрения и не сформирован Единый реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и находятся на квартирном учете. Сужена количество областей с 19 до 10, где реализовывалась государственная программа, что привело к уменьшению в 5 раз количества лиц, которые могли бы воспользоваться государственной поддержкой.
Аудитом установлено, что в 2009-2010 годах Минсемьямолодежспорт, МОЗ, Минрегионстрой и Фонд содействия молодежному жилищному строительству использовали с бюджетными правонарушениями 190,1 млн. гривен.
Как отметила Коллегия Счетной палаты, решение жилищной проблемы молодежи, на что направлены утвержденные Правительством государственные программы, и на сегодня остается мечтой. Неспособность государства помочь молодежи решить жилищную проблему снижает уровень доверия к действенности государственного управления, создает социальное напряжение в обществе, в частности среди молодежи и является одной из причин низкой рождаемости в Украине.
Счетной палатой предложено Кабинету Министров Украины в ближайшее время рассмотреть информацию о результатах аудита на заседании Правительства для принятия необходимых мер.