Сейчас прокуратура в Украины находится в глухом углу, прежде всего, из-за коррупции, но отдавать свои полномочия Государственному бюро расследований не хочет.
Такое мнение высказал в ходе пресс-конференции в информагентстве ГолосUA профессор кафедры криминального процесса и криминалистики Академии адвокатуры Украины Виктор Бояров.
По словам В. Боярова, сейчас прокуратура в Украине находится в глухом углу, но отдавать свои полномочия Государственному бюро расследований не хочет.
«Государственное бюро расследований (ГБР) в Украине до сих пор не создано, и следователи по сей день остаются в системе прокуратуры – это около 710 следователей. Юридическое сообщество Украины целиком поддерживает идею создания Государственного бюро расследований, но прокуратура не хочет, судя по всему, отдавать свои полномочия ГБР», — пояснил профессор.
По словам эксперта, раньше в прокуратуре работали хорошие, процессуально самостоятельные следователи, которые показывали лицо прокуратуры, а «сейчас структура находится в глухом углу, дальше некуда».
В. Бояров добавил при этом, что финансирование прокуратуры исчисляется сотнями миллионов гривен. Так, в январе 2014 года было увеличено финансирование прокуратуры на 205 млн грн.
«С середины 1990-х годов прокуратура Украины была насквозь пронизана коррупцией. Это продолжается и сейчас. Прокуроры только и думают, как скачать деньги с кого-то. По сути, с преступностью они не боролись никогда, это структура по зарабатыванию денег и все. Основная функция прокуратуры у нас – это осуществление надзора. Досудебного следствия в прокуратуре быть не должно. Прокуратуру у нас никто никогда не проверяет в силу ее статуса», — пояснил профессор.
Эксперт добавил, что основной вопрос при реформировании прокуратуры, еще со времен Петра I , — это то, что прокуратура не должна быть самостоятельной структурой, поскольку там нет досудебного следствия.
Напомним, как заявляет ряд экспертов, в ближайшее время в Украине похоронят прокуратуру, поскольку реформа зашла в политический тупик. Создание Госбюро расследований, которое называли украинским ФБР, де-факто провалено. Новый орган, призванный расследовать преступления должностных лиц наивысшего уровня — экс-президентов, Кабмина, глав ведомств, правоохранителей, судей, — буксует. Отчасти виновата конкурсная комиссия: долго не могла определиться, кто и как будет финансировать тестирование кандидатов на полиграфе, были претензии к самим членам комиссии. Аналитики уверяют, что истинные причины иные. Во-первых, среди 19 кандидатов нет тех, кто по-настоящему устроил бы Банковую. Во-вторых, ГПУ, МВД, СБУ и даже НАБУ должны «уступить» Госбюро расследований (ГБР) часть своих полномочий, например, Юрий Луценко и Арсен Аваков лишатся функции следствия (у ГПУ останется только надзорная функция за расследованием уголовных дел и их представление в суде). Плюс ГПУ потеряет «ресурсную» Военную прокуратуру — ее функции также должны отойти к ГБР. А этого не хотят ни на Банковой, ни у Авакова.