Работа органов прокуратуры парализована из-за отсутствия Госбюро расследований как органа, которому должны быть переданы функции следствия с 20 ноября 2017 года, и непродления Верховной Радой возможности прокуратуры открывать уголовные производства.
Об этом заявил начальник департамента специальных расследований Генпрокуратуры Сергей Горбатюк, сообщает "Интерфакс-Украина".
"Парализована работа относительно невозможности следователям прокуратуры открывать уголовные производства, а орган не создан, и нет единой позиции, как в этой ситуации действовать, и кто должен их расследовать", — сказал он.
По словам Горбатюка, в настоящее время фактически прекращено расследование производств относительно бывших высших должностных лиц, и расследование дел об убийствах на Майдане во время Революции Достоинства в 2014 году.
"В этих расследованиях следователи прокуратуры утрачивают полномочия, а кому их расследовать? В полицию не передашь… Некому расследовать", — подчеркнул он.
По мнению Горбатюка, эта проблема является прямой ответственностью Верховной Рады.
"Если вы не создали (ГБР – ред.), то примите Переходные положения (Уголовного процессуального кодекса – ред.), которые позволят продолжить расследования", — объяснил Горбатюк.
"Сейчас, согласно Переходным положениям Уголовного процессуального кодекса (которые вступили в силу 20 ноября 2017 года – ред), следователи прокуратуры утрачивают полномочия, эти полномочия переходят к следователям ГБР, которых нет. Соответственно все новые уголовные производства, все преступления, которые совершаются после 20-го ноября подследственны ГБР, а это – преступления, совершенные правоохранительными органами, высшими должностными лицами… Открывать и расследовать формально некому", — добавил он.
Горбатюк допустил, что возможно будут ситуативно найдены выходы из этой ситуации, как то передача дел в полицию или следственные подразделения СБУ, но это приведет к перегрузке этих органов.
Он также пояснил, что следователям прокуратуры законодатель предоставил возможность завершать уголовные производства, начатые следователями прокуратуры.
"Речь идет о начатых (уголовных производствах – ред.) следователями прокуратуры. А начатые следователями полиции, СБУ, налоговой? У них тоже утрачиваются полномочия по расследованию", — добавил Горбатюк.
Как известно, ГБР должно было начать функционировать с 20 ноября 2017 года и соответственно начать досудебное следствие дел, которые сейчас расследуются органами прокуратуры.
В то же время, до сих пор Государственное бюро расследований не начало своей деятельности, а с 20 ноября 2017 следователи органов прокуратуры теряют полномочия по осуществлению предварительного расследования преступлений, подследственных бюро.
Ситуацию должен был исправить законопроект 7278, который бы продлил полномочия ГПУ по этим делам до 1 января 2019 года. Однако проект до сих пор не был включен в повестку дня заседания Верховной Рады.
16 ноября директором Государственного бюро расследований конкурсная комиссия выбрала Романа Трубу.
Первым заместителем председателя ГБР была избрана прокурор Ольга Варченко, а заместителем директора – заместитель экс-прокурора Киева Александр Буряк.
Эксперт реанимационного пакета реформ Александр Леменов утверждал, что кандидатуру Трубы на директора ГБР согласовал секретарь СНБО Александр Турчинов непосредственно с Петром Порошенко. В СНБО это отрицают.