Избегать конфликтов или негативных эмоций противоречило бы нашей природе и приводило бы к негативным последствиям. Если конфликт конструктивный, не выходит за рамки темы, участники не переходят на личности и не оскорбляют друг друга, возможны вполне позитивные последствия.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA рассказала психолог Екатерина Александровская.
«В нашей культуре понятие конфликта чаще всего имеет очень негативный окрас. И, конечно, мы испытываем некоторый или даже немалый стресс, если вступаем в конфликт. Но, учитывая, что наша психика устроена таким образом, что мы испытываем и позитивные, и негативные эмоции и это важная и необходимая биологическая функция, то очевидно, что конфликтов невозможно избежать. Все мы разные и имеем различные точки зрения по различным вопросам. Тут наши интересы сталкиваются. Избегать конфликтов или негативных эмоций противоречило бы нашей природе и приводило бы к негативным последствиям», — отметила Е.Александровская.
По словам психолога, на самом деле, если конфликт конструктивный, не выходит за рамки темы, участники не переходят на личности и не оскорбляют друг друга, тогда возможны вполне позитивные последствия. Стороны имеют шанс прояснить и выполнить требования друг друга и достичь взаимовыгодных договоренностей, что, к примеру, на работе в конечном итоге повлияет позитивно на рабочий процесс.
«Поэтому, я, скорее, буду советовать учиться конфликтовать конструктивно и правильно, а не избегать конфликтов. Если же это невозможно, диалог не происходит, то стоит задуматься, нужно ли находиться и работать в такой ситуации. Ведь рано или поздно невозможность высказать свои претензии, быть услышанным, отразится на мотивации, на качестве работы и позже на здоровье. Неудовлетворенность качеством рабочих отношений нередко приводит к профессиональному и эмоциональному выгоранию. Конфликты и их разрешение — это важная часть любых отношения и стоит уделить время, чтобы научиться конфликтовать правильно. Как же все — таки правильно конфликтовать? Для того, чтобы научиться этому, существует целый раздел психологии "Конфликтология" и, соответственно, множество книг и тренингов на тему. Это целое искусство. И этому стоит обучать сотрудников», — сказала эксперт в сфере психологии.
Е.Александровская добавила, что есть книги и тренинги по эмоциональному интеллекту — это направление в психологии помогает людям лучше распознать и собственные эмоции и эмоции партнера, а также учит правильно общаться и разрешать конфликты. Есть тренинги по ненасильственному общению, ведь конфликт важно и можно решать не только с помощью агрессии, есть множество других способов.
«Одно из важнейших правил поведения в конфликте — это уважение к мнению и желаниям другого человека и желание выслушать. Важно говорить. Но говорить от своего имени, обозначая свои чувства и потребности. Не додумывать и не фантазировать за другого о его чувствах и желаниях. Точно мы можем точно знать только о себе. Другого важно спрашивать и уточнять. Также важно договариваться о неких правилах, о корпоративной этике. Обозначать безопасное место и время для прояснения и разрешения конфликта, не втягивать посторонних лиц в конфликт, не переходить на личности, обсуждать только одну тему за единицу времени, не вспоминать прошлые проблемы и не обещать больше, чем можешь и планируешь выполнить. Важно получать и давать обратную связь, уточнять непонятные моменты и использовать только конструктивную критику. Нельзя категорически бить по слабым местам, использовать запрещенные методы и манипулятивные техники, личную информацию, запугивать или угрожать. Такие методы только усугубят ситуацию. И чтобы не произошло, какую бы ошибку не допустил человек, он вправе требовать к себе уважительного отношения. Также любые конфликты и ситуации могут быть прописаны в документах, определяющих границы и формы поведения сотрудников. Другими словами, разрешение конфликтов является одной из самых важных составляющих рабочего процесса», — резюмировала психолог.