Психолог о распылении газа в госшколах: детей не научили направлять свою агрессию в конструктивное русло

Агрессивное поведение украинских учеников в государственных школах, из зданий которых от времени эвакуируют людей из-за распыления газа, можно объяснить тем, что дети не умеют направлять агрессивные ощущения в конструктивное русло. Это толкает их на отчаянные поступки.

Об этом в комментарии ГолосUA сообщила психолог, руководитель студии «Просто разом» Анна Якименко.

«Мне сложно прогнозировать, как у нас в школах будет и повторят ли наши дети путь учеников США — мы отличаемся, несмотря на то, что немало берем себе от американцев. Также мне сложно писать что-то конкретное о том, что произошло в тех школах — с каждой ситуацией нужно разбираться отдельно и глубже. Иначе это будут просто мои фантазии. Сейчас я могу только предполагать и рассуждать. Например, о том, что это могло произойти по двум причинам: неудачная шалость с полным непониманием последствий; целенаправленная попытка навредить окружающим людям. Почему подобные случаи возникают? Думаю, как следствие двух сложностей, с которыми сталкиваются современные дети: первое, притуплённая чувствительность, невзирая на то, что они поколение очень чувствительных по своей природе людей (такой себе парадокс); второе, их не учили и они не умеют правильно проживать возникающую агрессию и направлять её в конструктив», — считает психолог.

А.Якименко добавила, что дети перенимают способ реакции на жестокость мира быстро. Этому способствует содержание контента на телевидении, в интернете.

«Сейчас жестокость видна повсюду — её открыто транслируют по ТВ, наполняют ею интернет, продвигают в соц.сетях. Поэтому реакция на боль, страх, агрессию не всегда острая, а иногда даже несоответствующая ситуации. Представьте, что происходит своеобразная заморозка чувств, которых, на самом деле, очень много внутри, просто они не осознаются. Отсюда проблемы с: сочувствием к другим, пониманием последствий конкретных действий, собственными границами личности. Кроме того, в нашем обществе агрессию зачислили в категорию «негативных» чувств, которые нельзя ощущать: «Злиться нехорошо!», «Ты плохой, когда гневаешься!». А, между тем, здоровая агрессия отвечает за формирование границ личности и достижение (если это чувство уметь трансформировать в желание, целеустремлённость и направлять в нужном направлении). Агрессию нужно проживать и делать это правильно. В обратном случае, она никуда не девается, просто дети начинают выражать её самостоятельно и теми способами какими «приходят в голову». Часто это чревато последствиями. Детям нужна помощь взрослых в навыках понимания и выражения разных чувств.

Если же возвращаться к теме опыта США — большинство ребят, которые брались за оружие, были под гнетом буллинга и ощущения, что они загнаны в угол», — говорит эксперт А.Якименко.

Она также предлагает взрослым алгоритм конструктивной реакции на возможные всплески агрессии у школьников.

«Что делать, чтобы предотвратить подобные случаи? Следить за общей атмосферой школы и каждого класса отдельно (дети должны чувствовать комфорт, а не напряжение). Начать учить детей проживать чувства и этим формировать у них способность к эмпатии. Устанавливать чёткие правила и границы, действующие для всех без исключения — без жесткого авторитаризма, но и без излишней демократии. Направлять энергию детей в нужное русло — пускай экспериментируют, занимаются активностями, но в безопасной и контролируемой старшими среде. Работать с родителями. Часто источник детской агрессии является зеркалом семейной системы», — рекомендовала психолог А.Якименко.

Напомним, в результате применения газового баллончика в учебном заведении Шевченковского района Запорожья эвакуированы 353 человека. Об этом во вторник, 16 октября, сообщила пресс-служба Нацполиции.

По данным ведомства, 16 октября в 9:35 поступило сообщение от диспетчера скорой помощи, что в учебном заведении в Шевченковском районе Запорожья распылили газовый баллончик. Немедленно была проведена эвакуация 353 человек. Полицейские, которые прибыли на место, установили личность правонарушителя. Им оказался 13-летний ученик. В настоящее время решается вопрос о привлечении к административной ответственности родителей ребенка. На месте работали врачи скорой помощи, которые проверяют состояние здоровья школьников.

Читайте также по теме