Несмотря на правила хорошего тона и воспитание, некоторым из нас слова благодарности по-прежнему даются тяжело.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA рассказала психолог Екатерина Мельникова
«Получая что-то в подарок, мы невольно оказываемся в положении должника. Ведь, как и в давние времена, любое подношение требует в ответ символической платы – это может быть и встречный дар, и благодарность, и даже чувство зависимости от дарителя. В такой момент особенно непросто людям тревожным. Ситуация кажется им почти насилием: «Я ведь ни о чем не просил. И что мне теперь делать, чтобы выйти из затруднительной ситуации?»», — отмечает эксперт.
По словам Е. Мельниковой, если вы не хотите обидеть собеседника, но не можете сказать «спасибо», то замените слова благодарности искренним выражением своих чувств: «Я очень смущен вашим подарком», «Мне так неудобно, что вы столько времени и внимания тратите на меня».
«Тем, кому трудно получать, обычно нелегко и давать. Чтобы быть готовым принимать подарки, комплименты или помощь, стоит научиться делать все то же самое в ответ. Со словом «спасибо» сработает точно такой же механизм, когда вас будут постоянно благодарить, и вы вам будет проще выражать благодарность», — добавила психолог.
Специалист также подчеркивает, что кроме слов есть и другие способывыразить признательность: одобрительный взгляд, улыбка, жест и так далее. Если же что-то помешало вам отблагодарить сразу, в качестве альтернативы словам, не произнесенным вовремя, просто сделайте человеку приятное. Сюрприз, подарок или комплимент будут актуальны и в последующие дни.
«Зачастую неспособность благодарить свидетельствует о высокой степени недоверия к миру. Комплименты или подарки воспринимаются лишь как желание что-то получить взамен. Кредо таких людей: «Никому нельзя доверять». Такая установка нередко передается детям от родителей, которые живут с твердым убеждением, что окружающие не способны быть искренними, а мир населен лицемерами. Именно поэтому не стоит быть строгим к таким людям, поскольку они на много несчастнее, чем вы, после того, как вас не поблагодарили за услугу или подарок», — резюмирует Е. Мельникова.