Психолог рассказал, как предотвратить жестокие школьные драки

Школьные конфликты, в результате которых подростки избивают более слабых, являются крайне актуальной проблемой. Профилактика, которую проводят сотрудники полиции, вероятно, достаточного эффекта не дает. Но есть другой способ помирить детей или снизить их стремление к насилию. 

Такое мнение корреспонденту ГолосUA высказал научный сотрудник лаборатории социальной психологии личности Института социальной и политической психологии НАПН Украины Владимир Савинов. 

«Такие конфликты нужно решать в присутствии учителя и психолога. То, что делает полиция, это нужные мероприятия и по-своему эффективная профилактика подростковых преступлений. Но во время беседы полиции и детей, как мне известно, школьники лишены возможности видеть лица друг друга – они смотрят в затылки одноклассников, сидя в классе. Это сводит на нет усилия правоохранителей», – сообщил он. 

Психолог считает, что детям нужно дать возможность высказать претензии друг другу в лицо. 

«Если подросток выскажет в глаза все, что думает, своему оппоненту, и, опять же, будет видеть лицо другого подростка, я уверен: ему не так легко будет избивать его и такая мера существенно снизит угрозу драки, очередной сцены насилия. Поэтому моя рекомендация: перед тем, как проводить беседу учителя, психолога и школьников, детей нужно посадить в круг, чтобы они видели лица друг друга. Потом им нужно предложить обсудить ситуацию. И говорить, что ты думаешь о более слабом, на твой взгляд, однокласснике, лучше ему в глаза. Говорить в лицо «врагу» прямо о своих претензиях и о своем отношении – это сложно и психологически небезопасно. Поэтому ведущий такого «урока взаимопонимания» (будь то психолог, социальный педагог, учитель, завуч или полицейский) должен терпеливо дать полно высказаться каждой стороне конфликта, не занимая изначально ничью сторону. Такой способ обсуждения конфликта сгладит его. Да и в целом, стоит организовывать регулярное общение класса в неформальной (или «полуформальной», но ненавязчивой) обстановке, давая детям возможность увидеть и «услышать» друг в друге личность, а также помогать детям находить что-то общее, буквально каждого ученика с каждым», – уверен психолог В.Савинов. 

Напомним, весной 2017 года в одной из школ Чернигова группа подростков стала свидетелем избиения своей сверстницы. Как сообщают СМИ, девочку госпитализировали с черепно-мозговой травмой.

Читайте также по теме