Взрослый человек с «синдромом отличника» может тратить массу сил и времени не на поставленную задачу, а на “правильность” в неуместных смыслах, поэтому существуют определенные методы преодоления такой психологической особенности.
Об этом заявила психолог Алла Янсонс, сообщил корреспондент ГолосUA.
«Отличник» — это человек, который придерживается определенной планки во всем. Существует некая ментальная высота в понятии используемых школьных стандартов, ниже которой ребенок считает недопустимым опуститься, и он будет прикладывать все силы, время, энергию, чтобы удержать этот заданный учителями уровень. Как это проявляется во взрослой профессиональной деятельности? К примеру, руководитель дает задание подчиненному-«отличнику» сделать отчет. Тот начинает стараться изо всех сил, чтобы отчет кроме точности еще и, например, презентабельно выглядел — все буквы и цифры соответствующего размера, все строчки красиво и гармонично соотносятся и т.п. Словом, человек с «синдромом отличника» потратит массу сил и времени, не на поставленную задачу, а на “правильность” отчета в часто ненужных смыслах. Таким образом, масса энергии расходуется на второстепенные критерии и оценки выполненной задачи», — отметила А. Янсонс.
По словам психолога, в таком случае человеку с «синдромом отличника» необходимо учиться концентрироваться на главном.
«Если у вас есть подозрение о наличии у себя «синдрома отличника», придется привыкнуть приступать к любому делу в следующем порядке: определите количество времени, требуемого для выполнения задачи, разделите его на три (чем сильнее синдром, тем на большее число делим), выложитесь на 100%, чтобы потратить не больше отрезка времени. При такой последовательности вы автоматически будете вынуждены задаться вопросом о самом необходимом и, как следствие, сконцентрируетесь на самом важном, то есть, конечном результате. Если вам самостоятельно не удается такая концентрация, то возможно, вам необходима консультация психолога», — рассказала специалист.