Похоже, европейцы впервые с момента подписания Маастрихтского договора наглядно продемонстрировали, что слово «объединение» не было окончательно вычеркнуто из словаря ЕС усугубившимися политическими и межнациональными разногласиями. Правда, европейское объединение в его нынешнем контексте звучит больше как «сопротивление». В результате массовых «антикапиталистических» беспорядков, практически одновременно вспыхнувших 15 – 16 октября в Великобритании, Греции, Испании, Италии, Португалии и других странах, экономике Евросоюза, которую и без того в последнее время лихорадит, был нанесен колоссальный ущерб. Выступления, направленные против «капитализации общества» и «мирового господства корпораций», зародившиеся в США на Уолл-стрит, позволили аналитикам говорить о новой опасности для «лоскутного одеяла Старого Света». На проведение работы над собственными ошибками у европолитиков остались считанные дни.
Римский градоначальник Джанни Алеманно не скрывает своей растерянности. В интервью итальянским СМИ 17 октября он заявил, что субботняя акция «анархистов и хулиганов» в Риме «серьезно подорвала международный авторитет Вечного Города». Утром 18 октября, опять-таки характеризуя события трехдневной давности, мэр назвал столичную манифестацию против политики правительств и финансовых институций «разрушительным недоразумением». И, как бы между прочим, констатируя общий убыток от действий протестующих, указал: Рим стал беднее на 2 миллиона евро. И здесь же предупредил – приведенная сумма не может быть окончательной; точные данные по пресловутым убыткам будут известны лишь после того, как город «залижет свои раны».
По самым скромным оценкам, 15 октября на городские улицы вышли более 200 тысяч человек. Скандируя лозунги: «Долой капитализм!» и «Итальянцы – не заложники иностранных интересов!», участники акции, среди которых были как молодые люди, так и представители старшего поколения, принялись громить витрины и поджигать автомобили бизнес-класса. Кроме того, несколько групп протестующих попытались устроить пожар в корпусе министерства обороны Италии; на зданиях финансовых учреждений появились непечатные граффити, а супермаркеты, принадлежащие местной сети магазинов, оказались разграблены. Полиции с трудом удалось взять ситуацию под свой контроль, однако, для этого стражам порядка пришлось применить слезоточивый газ и водометы. Сообщается о 70 пострадавших и не менее тысячи задержанных. Каким образом римляне будут ликвидировать последствия произошедшего, не знает никто – городская казна практически пуста, а денег в госбюджете на такие «непредвиденные расходы» не предусмотрено.
Подобная ситуация сложилась и в другой европейской столице – Лиссабоне. Правда, к констатации ситуации с «пустой городской казной» здесь еще прибавляют и проблемы с тем же бюджетом страны в целом. Десятки тысяч лиссабонцев и гостей города поддержали протест итальянцев и устроили шествие от Площади Фигейра до Национального театра Сан-Карлуш. Требования протестующих были привычными – спасти страну от экономического коллапса, гарантировать ее жителям право на достойную работу и стабильную пенсию. Массовых столкновений зафиксировано не было, однако, представители местных левых партий и движений предупредили членов правительства о том, что «терпение простых граждан на исходе, и в Португалии может сложиться революционная ситуация». Португальский президент Анибал Каваку Силва отказался комментировать происходящее.
А в Германии, в «День «Ч», как уже назвали прошедшее 15 октября немецкие аналитики, антиправительственные выступления прошли сразу в пяти крупных городах – Берлине, Ганновере, Дрездене, Мюнхене и Франкфурте. В германской столице, где к манифестациям профсоюзов присоединились анархисты, тысячи демонстрантов двинулись к Рейхстагу, причем в толпе периодически раздавались радикальные призывы «сжечь ненавистный символ политиканства». Полиция была вынуждена применить слезоточивый газ, задержаны сотни «наиболее активных протестующих».
Похожая картина наблюдалась в Афинах, Амстердаме, Брюсселе, Лондоне и даже Берне. «Сейчас трудно дать точную оценку происходящему, — написал на своем Интернет-форуме швейцарский обозреватель Эгон Рейн. – Такое впечатление, что антиглобалисты со всего мира, ведомые примерами устроителей акции «Захвати Уолл-стрит» в Нью-Йорке, собрались в Европе, чтобы показать свое единство в стремлении бороться с местными «финансовыми воротилами».
«А вот теперь для многих политиков в ЕС и, естественно, самого руководства Евросоюза наступают решающие дни, — сказал Рейн в комментарии для агентства «ГолосUA”. – Именно от того, как в самое ближайшее время поведут себя чиновники в Брюсселе и Амстердаме, не в последнюю очередь зависит будущее всей структуры. Ни для кого не секрет, что практика «уравнивания» в экономических возможностях богатых и бедных стран Европы уже вызвала недовольство масс». В данном случае многие эксперты говорят о назревающей в отдельных регионах «революционной ситуации», отметил собеседник агентства.
Впрочем, прогнозировать химерную новую «европейскую революцию» пока не приходится. А вот о вероятности продолжения акций протеста в крупных городах Старого Света задуматься все-таки стоит. Все дело в том, что на 3-4 ноября нынешнего года в Каннах запланирован саммит «Большой двадцатки». На соответствующих страницах во Всемирной паутине в связи с этим все чаще раздаются мнения, что «День «Ч» — не что иное, как репетиция «ноябрьского анархического переворота».
«Руководству ЕС необходимо дать адекватную оценку произошедшему, — сказал агентству «ГолосUA” европейский наблюдатель Ханс Ван Рее. – Иными словами – провести работу над собственными же ошибками. Новые акции протеста могут нанести не только экономике, но и всей политике Евросоюза очередной ощутимый удар».
Кстати, руководитель Еврокомиссии Жозе-Мануэл Баррозу на ближайшем заседании возглавляемой им структуры попытается «сгладить острые углы» в появившемся «проблемном треугольнике» «политика–экономика–общество». Тезисы его выступления держатся в строгой тайне, однако, сегодня уже мало кто верит в возможность скорого выхода из очередного «евротупика».
Ибо радикально настроенные жители ЕС уже начали свой – альтернативный – процесс объединения.