Профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний фактически уничтожена в Украине.
Об этом корреспонденту ГолосUA сообщил эксперт по вопросам миграции и трудоустройства за рубежом Тимур Душко.
«Профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний фактически уничтожена в Украине. Сказать, что состояние охраны труда сегодня угрожающее — это не сказать ничего. Если мы готовимся принять рекомендации ЕС, то нужно, чтобы оценка состояния была полной и объективной, а предложенные меры — максимально эффективными. Производственный травматизм не уменьшается в условиях кризиса или экономического спада, а растет. Просто цифры о смертельных производственных травмах и покаленных людях массово выводятся в тень. Цифры якобы хорошие, но никто не смотрит, сколько людей гибнет и страдает на производстве. Более того, выводятся в тень не просто пострадавшие, те, кто получил травмы, но и покойники, их в прямом смысле выбрасывают за проходную — не наш», — подчеркнул эксперт.
По его словам, экономика испытывает гигантские потери вследствие производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Т. Душко добавил, что государство и социальные партнеры не имеют объективной и точной оценки условий труда, поскольку аттестация рабочих мест сведена на нет, обязательный пятилетний срок игнорируется, все чаще работодатель сам берет лицензию и пишет в документах, что хочет, а не то, что нужно.
«За последние 25 лет никто в нашем государстве даже не пытался сосчитать, сколько таких людей в стране. Кстати, этот показатель — один из самых контролируемых в развитых странах. Профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний фактически уничтожена в Украине. Промышленная медицина, профилактории потеряны, за небольшими исключениями, и болезни оказываются не на начальной стадии, а в усугубленном состоянии. Действие вредных факторов практически не устраняется, более того, производственное оборудование, ввозимое в Украину, часто устаревшее, бывшее в употреблении, а, следовательно, опасное. Средства, предусмотренные законом на охрану труда (0,5%), работодателя никто не обязывает направлять на охрану труда, закон не выполняется в государственных и частных учреждениях, а большинство выделяемых средств направляется далеко не на цели безопасности труда. Третье. Государственное управление охраной труда — в развалинах»,- заявил Т. Душко.
По словам эксперта, ведомство, которое должно отвечать за все вопросы труда, а именно Министерство труда и социальной политики, отстранилось от этой работы. Также отраслевым министерствам, где сложная ситуация, — Минтопэнерго, Минуглепром, Минпромполитики и др. — Гоструда, как контрольный орган, дал узкие полномочия и еще более узкий штат, поэтому дело охраны труда для них оказалась неподъемным.
«Областные, районные государственные администрации оказались свободными игроками, единицы из которых берут на себя ответственность, хотя квалифицированного штата для этого не предусмотрено. Политики кадрового обеспечения у нас нет», — пояснил Т. Душко.
Эксперт продолжил, что в Украине фактически отсутствует статистика о том, сколько точно людей ежегодно получает производственные травмы.
«С уверенностью утверждаю, что вам никто скажет этого, поскольку ни в государстве в целом, ни одной из сторон социального партнерства, этого не знают. Статистика различных государственных ведомств разнится почти вдвое. Работодатели безбожно скрывают травматизм, даже смертельный, всех тех, кто находится с ними в трудовых отношениях. Однако хуже всего то, что не все, а именно бессовестные работодатели борются с травматизмом по-новому — просто не оформляют трудовые отношения. По экспертным оценкам, не менее 2 миллионов человек переведены на гражданско-правовые сделки, и даже работающих во вредных условиях. Однако в кадровых агентствах считается (это у нас такая новинка), что люди работают совсем без каких-либо документов, а таких большинство. Понятно, что эти люди лишены и охраны труда, и социальной защиты, и социальных гарантий», — пояснил эксперт.
По мнению Т. Душко, и государство, и бизнес, ничего не вкладывая в охрану труда, теряют миллиарды, даже десятки миллиардов гривен из-за неработоспособности, потери рабочего времени, недополученной продукции, недовыработанного валового внутреннего продукта.
«Вместо здоровых квалифицированных работников мы получаем десятки тысяч калек и обязанность государства содержать семьи погибших. Профессиональный потенциал экономики тает на глазах. Молодежь не хочет идти на рабочее место, где можно получить неизлечимую болезнь или потерять жизнь. Утраченное здоровье, постоянный риск получить травму и потерять работоспособность, отсутствие условий для регулярного оздоровления — это причины устойчивого, глубокого снижения профессиональной трудоспособности и производительности труда в экономике в целом. А без этого невозможно говорить о быстрых темпах экономического развития и конкурентоспособности Украины на всех рынках. Украинский бизнес преимущественно агрессивен по отношению к наемному работнику. Мало того, что недоплачивает зарплату в несколько раз, он доводит человека до нищеты (бедным манипулировать легче) и пытается заработать деньги еще и на здоровье и жизни работника. Украинское государство потеряло или прекратило управление политикой охраны труда, оставило этот штурвал и вместе с работодателями перевело все на Гоструда», — подытожил аналитик.