6 октября в парламенте Украины нардепы приняли за основу законопроект 4015 о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно усовершенствования механизма финансирования дорожной отрасли.
Об этом сообщает ГолосUA.
«За» отдали голоса 275 нардепов.
В пояснительной записке к документу говорится, что изменениями в Бюджетный кодекс, внесенными законом Украины №79 от 28.12.14 г., отменено целевое направление в специальный фонд госбюджет ряда налогов и пошлин, в том числе:
акцизного налога с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) в части нефтепродуктов и транспортных средств;
акцизного налога с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции) в части нефтепродуктов и транспортных средств;
ввозной пошлины на нефтепродукты, транспортные средства и шины к ним;
платы за проезд по автомобильным дорогам транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные.
Кроме того, соответственно, было отменено финансирование из специального фонда развития сети и содержание автомобильных дорог общего пользования, а также выполнения долговых обязательств по заимствованиям, привлеченным государством или под государственные гарантии для развития дорожной сети.
Учитывая эти изменения, в Государственном бюджете Украины на 2015 и 2016 год финансирование по этим направлениям предусмотрено из общего фонда (не определен их целевое использование на нужды дорожного хозяйства), а не из специального фонда (который используется только на нужды дорожного хозяйства), что приводит к ряду негативных последствий, в том числе осуществление финансирования по остаточному принципу.
Учитывая изложенное, в целях обеспечения целевого использования средств госбюджета на финансирование дорожного хозяйства предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс Украины о создании специального фонда в составе государственного бюджета Украины для финансирования дорожного хозяйства за счет таких поступлений как:
1) акцизный налог с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) в части нефтепродуктов и транспортных средств (кроме акцизного налога, определенного пунктом 6 части первой статьи 66 настоящего Кодекса);
2) акцизный налог с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции) в части нефтепродуктов и транспортных средств;
3) ввозная пошлина на нефтепродукты, транспортные средства и шины к ним;
4) плата за проезд по автомобильным дорогам транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные и другие.
Выделение источников финансирования дорожного хозяйства в отдельный фонд поможет обеспечить стабильное финансирование дорожного хозяйства и позволит предотвратить направлению источников финансирования дорожного хозяйства на другие цели.
Уровень финансирования дорожных работ за последние 10 лет составил 14-34% от научно обоснованной минимально необходимой потребности.
По прочности и равенством существующие автомобильные дороги не соответствуют современным техническим требованиям на 40-50% общей протяженности сети.
Вместе с тем, финансирование, выделяемое для дорожной отрасли в Украине и приведено в 1 км автодороги общего пользования, меньше в несколько раз по сравнению со странами Европы. Это приводит к недофинансирования даже первоочередных работ по текущему ремонту и эксплуатационному содержанию автомобильных дорог. За последние 7 лет, финансирование таких работ составил около 18-36% от нормативно необходимого (2-4 млрд. Грн. При нормативных — 11 млрд. Грн.).
Как следствие, объем разрушений и деформаций на автодорогах общего пользования увеличился за последние 7 лет на 50% от общей их протяженности.
Из-за постоянного недофинансирования, дорожная отрасль имеет пока следующие негативные последствия:
— Существенное ухудшение технического состояния автомобильных дорог и безопасности дорожного движения;
— Отсутствие возможности развития (строительства и реконструкции) существующей сети автомобильных дорог в соответствии с темпами роста национальной экономики страны и интенсивности движения транспортных средств и грузовых перевозок;
— Отсутствие возможности полного использования транзитного потенциала страны;
— Отсутствие возможности осуществлять техническое переоснащение дорожной отрасли, широко внедрять новые технологии, машины, механизмы, материалы, конструкции, информационно-аналитические системы управления транспортными потоками и дорожным хозяйством;
— Необратимые разрушения и опасность потери стратегической сети автомобильных дорог.
Также с целью обеспечения внедрения и реальной реализации государственной политики, направленной на снижение уровня смертности и травматизма от дорожно-транспортных происшествий, одним из направлений использования поступлений государственного дорожного фонда предполагается направить на финансирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с государственными программами.
Одновременно с проектом акта подготовлен проект закона Украины к закону Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины».
Напомним, сегодня парламентарии приняли законопроект 5123-1с запретом продавать указанные земли до 1 января 2018 года. Во время обсуждения законопроектов нардепы высказались за и против принятия моратория на продажу сельскохозяйственной земли.