09:24 19/10/2017

Рада хочет внести изменения в Бюджетный кодекс в связи с законом о медреформе

19 октября Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект 6604  о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно обеспечения государственных финансовых гарантий оказания медицинских услуг и лекарственных средств.

Об этом сообщает ГолосUA.

«За» принятие документа отдали голоса 234 нардепа.

По словам и.о. главы Минздрава Украины Ульяны Супрун, этот законопроект «является техническим дополнением к принятому законопроекту 6327».

В пояснительной записке к документу сказано, что Предложенные изменения были разработаны в соответствии с Концепцией реформы финансирования здравоохранения, одобренной Распоряжением Кабинета Министров Украины 30 ноября 2016 №1013 и Концепции развития системы общественного здоровья, одобренной Распоряжением Кабинета Министров Украины 30 ноября 2016 № 1002-р. Общей целью этой реформы является создание и внедрение новой модели финансирования, предусматривающей четкие и прозрачные гарантии государства относительно объема бесплатной медицинской помощи, лучший финансовую защиту граждан в случае болезни, эффективный и справедливое распределение общественных средств и сокращения неформальных платежей, создание стимулов к улучшению качества медицинской помощи, предоставляемой населению государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения, и повышение эффективности процесса ее предоставления, а также формирования и реализации эффективной государственной политики для сохранения и укрепления здоровья населения, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни, предупреждение заболеваний, продление активного, трудоспособного возраста и поощрение здорового образа жизни путем объединения усилий всего общества.

Концепция предусматривает введение в Украине модели государственного фынансування, которая учитывает лучшие современные практики и опыт трансформации систем здравоохранения в мире, в частности в Центральной и Восточной Европе. Основой этой модели является переход от финансирования постатейных смет медицинских учреждений к новой системе закупки медицинских услуг и услуг в сфере общественного здоровья на основе результата через единого национального заказчика (страховщика).

Для услуг первичной медицинской помощи введения новой модели финансирования предлагается начать в 2018 году в форме прямых финансовых отношений между поставщиками первичной медицинской помощи и единственным национальным заказчиком (центральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение стратегических медицинских закупок в этой области).

Основным принципом финансирования первичной медицинской помощи будет осуществление финансирования на основе капитационной ставки — единого тарифа за первичное медико-санитарное обслуживание одного человека, заключившего с учреждением здравоохранения соответствующий договор. Капитационная ставка (тариф) будет единой для всей Украины, но будет корректироваться с помощью коэффициентов для учета рисков, обусловленных половозрастной структурой пациентов, характером местности, что затрудняет условия, в которых оказывается помощь (в частности, последнее будет касаться горных населенных пунктов). В будущем, к финансированию на основе простой капитационной ставки приобщаются дополнительные составляющие — бонусные доплаты за достижение определенных установленных договором о предоставлении первичной медицинской помощи результатов, в том числе через реформирование существующих программ общественного здоровья. В качестве примеров такой доплаты за достижение результатов могут рассматриваться доплаты за высокий уровень охвата приписанных к конкретному поставщику услуг первичной помощи пациентов вакцинацией; охват пациентов, принадлежащих к определенным группам риска, соответствующими скрининговыми услугами (в частности, предотвращения сердечно-сосудистых осложнений через контроль артериальной гипертензии, скрининговая маммография для женщин соответствующих возрастных категорий), высокие показатели работы, направленной на эффективное лечение ВИЧ-инфекции и туберкулеза.

Для услуг вторичной (специализированной) и третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи введение новой модели финансирования начнется постепенно, начиная с 1 января 2018 года. В частности, с 1 января 2018 года планируется переход на прямые финансовые отношения между учреждениями здравоохранения и единственным национальным заказчиком с целью подготовки к оплате медицинских услуг по пролеченный случай с использованием метода деления на лечебно-родственные группы.

Финансирование медицинской помощи по описанному выше принципу через единого национального заказчика нужно для достижения таких стратегических целей. Так, задачей реформы является создание единого стандарта, единых правил и равного доступа ко всем медицинских услуг (в том числе, первичной медицинской помощи) для каждого гражданина независимо от регистрации места жительства. Местная власть и в дальнейшем будет нести значительный объем ответственности в сфере первичной медицинской помощи. В частности, органы местного самоуправления будут отвечать за развитие, поддержку и операционную эффективность поставщиков услуг, так как подавляющее большинство соответствующих медицинских учреждений будет оставаться в собственности и операционном управлении общин. Однако финансирование мероприятий, которые будут предоставляться этими заведениями, будет осуществляться из государственного бюджета.

Также финансирование медицинской помощи посредством национального заказчика позволит уменьшить чрезмерное финансовую нагрузку на административно-территориальные единицы, принимающих большое количество внутренних мигрантов. Этот механизм также будет выгодным для самих людей, переезжающих без изменения места регистрации, стимулируя таким образом мобильность рабочей силы, считают законодатели.

Напомним, 17-19 октября Рада приняла ряд поправок в законопроекты по медицинской реформе.

19 октября парламент принял законопроект 6327, названный СМИ «медицинской реформой».

Читайте также по теме