В Верховной Раде хотят принять законопроект №6275 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о внедрении хозяйственной деятельности по посредничеству за рубежом», в котором устанавливаются административные барьеры для трудоустройства украинских моряков на зарубежные суда. Один из этих барьеров – ужесточение условий работы рекрутинговых (крюинговых) компаний. Но других альтернатив сегодня у наших моряков нет.
Такое мнение корреспонденту ГолосUA выразил представитель Ассоциации «Всеукраинское объединение крюинговых компаний» Илья Тихонов.
«Украинские моряки вынуждены устраиваться на зарубежные суда – это реалии нашей украинской жизни. Как многое другое, что осталось от Советского Союза, наши государственные пароходства (Черноморское пароходство, Азовское морское пароходство), по разным причинам развалились. Пока существует только Украинское Дунайское пароходство при серьезно уменьшенном количестве флота. Суда, которые используют частные компании, построены еще в советский период. Т.е. им всем хорошо за 30-40 лет. И их осталось совсем немного», — говорит эксперт.
В то же время, именно в Украине умеют грамотно обучать моряков и делать их конкурентоспособными на международном рынке трудоустройства.
«Украина – традиционно страна морская. Моряков у нас всегда было много. Плюс те, кто работал на судах пароходств, но после распада Советского Союза остались без работы в стране. Плюс стабильная деятельность морских академий и колледжей, которые готовят будущих моряков. Плюс сильные морские традиции, например, в Одессе, в других приморских городах. Плюс возможность официально зарабатывать очень приличную зарплату. Это все привело к тому, что украинский моряк, всем миром признанный как квалифицированный, уверенно занял серьезные позиции в мировом торговом флоте. Сегодня Украина является четвертым-пятым поставщиком моряков на мировой торговый флот. Что это значит? Во-первых, имидж страны, которая готовит квалифицированные кадры по последним международным требованиям. Во-вторых, те средства, которые моряки зарабатывают, они в основном тратят в Украине. А это, по разным источникам приблизительно 1,5-2-2,5 млрд. долларов. Конечно, плюс-минус. На секундочку, это около 2% бюджета страны. Фактически эти деньги вливаются во внутреннюю экономику страны, являясь валютным спонсором. За счет этих денег сотни тысяч граждан, семьи моряков и их родственников могут достойно жить, их дети получать образование для дальнейшего развития страны. Кроме этого, это позволяет зарабатывать всем тем структурам, с которыми моряки сталкиваются, в широком спектре: начиная от строительных компаний, заканчиваю теми же академиями (морскими и не только)», — говорит И.Тихонов.
В то же время, юрист Василий Воскобойников заявил, что требования законопроекта 6275 к работе крюинговых компаний заставят их уйти «в тень».
«Увеличится количество компаний, работающих нелегально. В связи с этим возрастет риск сотрудничества с мошенниками», — заявил он во время обсуждения темы за круглым столом.
Однако, говорит юрист, даже в этом случае количество моряков, которые стремятся трудоустроиться за рубежом и ищут достойный заработок и условия работы, не уменьшится. Он привел данные опроса.
«В 2017 году в Ассоциации компаний по трудоустройству провели опрос, он показал: 70% украинцев хотят, чтобы дети учились за рубежом, получили там образование, стабильную работу, ассимилировались там», — добавил В.Воскобойников.
Ранее директор Ассоциации «Всеукраинское объединение крюинговых компаний» капитан Вячеслав Кисловский заявил, что по состоянию на 2017 год, украинские моряки, чья трудовая деятельность регулируется международными конвенциями, максимально защищены от риска попасть в рабство за рубежом. Эти же моряки, устраиваясь на зарубежные суда, получают адекватную зарплату, соцпакет, гарантию возможности отдыха. И это можно считать большим достижением крюинговых (рекрутинговых) компаний, которые работают легально и гарантируют клиентам безопасные работы вне пределов Украины.
Ранее в Ассоциации «Всеукраинское объединение крюинговых компаний» заявили: если украинский парламент примет без изменений законопроект №6275 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о внедрении хозяйственной деятельности по посредничеству за рубежом», это увеличит расходы крюинговых компаний, которые трудоустраивают украинских моряков на зарубежные суда. В итоге фирмы будут тратить сотни тысяч гривен ежемесячно для выполнения бюрократических процедур, которые ничего не гарантируют морякам.