Верховная Рада Украины не поддержала законопроект №2043а "О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно усиления государственного контроля за соблюдением права на доступ к публичной информации, защиту персональных данных и обращения граждан".
Законопроект в первом чтении поддержали 166 нардепов при 226 минимально необходимых, возвращение в комитет на доработку – 187 парламентариев, а субъекту законодательной инициативы – 181 депутат ВР.
В частности, законопроектом предлагалось внести такие изменения в Кодекс об административных правонарушениях:
— Установить, что за нарушение права на информацию и права на обращение, нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных военнослужащие и другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут административную ответственность на общих основаниях.
— Предусмотреть, что за нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных (статья 18839 КоАП) и нарушение права на информацию и права на обращение (статья 2123 КоАП) административное взыскание может быть наложено в течение трех месяцев со дня его выявления, но не позднее двух лет со дня его совершения.
— Распространить статью 18840 КоАП “Невыполнение законных требований Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека” невыполнение законных требований (предписаний) должностных лиц секретариата Уполномоченного ВРУ по правам человека и лиц, действующих по поручению Уполномоченного по правам человека.
Также документом предлагалось установить, что протокол об административном правонарушении, совершенном должностным или служебным лицом госоргана, органа местного самоуправления, созданных такими органами предприятий, учреждений и организаций, может быть направлен по почте по месту работы такого лица. К протоколу прилагается розъяснение для лица, привлекаемого к административной ответственности, его прав и обязанностей, предусмотренных статьей 268 этого Кодекса.
При этом при составлении соответствующего протокола подпись лица, привлекаемого к ответственности, предлагалось не требовать, если такой протокол направляется по почте по месту работы лица согласно статье 254 Кодекса. В указанном протоколе указывается фамилия, имя, отчество, должность лица, привлекаемого к административной ответственности (в случае выявления такого лица).
Отмечалось, что такие изменения обусловлены существующей практикой отказа должностных лиц государственных органов от получения указанных протоколов и удостоверения получения протокола подписью, невозможностью доступа к указанным лицам для вручения им протокола, что приводит к избежанию ответственности.